Autoren

1570
 

Aufzeichnungen

220391
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Nataliya_Davydova » Лагерь - 2

Лагерь - 2

25.01.1921 – 26.01.1921
Одесса, Одесская, Украина

Вечером.

 

            За пищей приходится идти  в далекий фли­гель. Там собираются мужчины и женщины со своими кружками. Переход по холодному двору и долгое ожидание очереди хуже, чем в тюрьме. Там все приносили.

            Может быть, я это особенно остро чувствую, из за отсутствия ботинок и почти полного отсутствия чулок.

            Вечером пришли проверить, подсчитать нас — все ли налицо. Пришли солдаты и один надзиратель, очень грубый — какой-то «Шура». Его все знают.

            Пришла староста лагеря, молодая, смуглая женщина, и заявила, что утром нам надо встать до рассвета и идти в баню. — Я пробовала воз­разить. — Мне кажется, я не в силах, но ста­роста головой указывает на «Шуру» и дает «добрый совет» идти, иначе «все может быть».

            Еще темно, когда мы встаем. В камере все еще спят.

Ведут только вновь пришедших из тюрьмы, чтобы не разносить заразы. То-то опомнились! А там лежали целыми днями с сыпнотифозными и не хотели удалить их.

            Говорят, будет и дезинфекция одежды. Всякий берет одеяло, подушку, мочалу и немного одежды. Путь предстоит очень длинный: нужно идти  через весь город, — в другую сторону его, — верст шесть, не меньше.   

            Узлы наши уже с самого начала кажутся тяжелыми, и один студент предлагает нести. Арестованных много, верно собрали за несколько дней,— мы окружены конвоем.

            Мужчин, как всегда, особенно много. Я про­бовала идти  по тротуару. Нельзя, — арестованным надо идти  по мостовой. Мостовая отврати­тельная, вся изрытая, и опять вопрос моих ног. Опять эти туфли, у которых подошвы так тонки, что гнутся от камней. У И-ной и у меня сильно болят еще ноги от непривычной ходьбы.

            Два слишком месяца сидения на корточках сделали свое дело, и ноги буквально не пови­нуются. — Под коленями невыносимая боль.

            Мне так тяжело на душе, что и это все равно, внутренняя боль настолько ужаснее. Идем все по возможности скоро. Присутствие узлов затрудняет переход. Конвойные, как всегда, кричат.

Наконец, дошли; бани на окраин города с другого конца; добрались до какого-то двора.

            Там И-на и я без сил свалились на камни. Ждали очень долго. Наконец позвали и отде­лили мужчин от женщин. Всем велели раздеться и сдать одежду. Пришлось еще долго ждать. — То и дело открывались двери в мужское отделение, и видны были мужчины, раз­детые, ожидающие очереди, как и мы.

            В середине дня пришли и сказали, что воды нет, а потому бани и дезинфекции не будет. —  И для этого мы промучились столько часов!

            Послышался ропот, но нечего было делать, надо было вернуться...

            Оттого, что за целый день мы в рот ни­чего не брали, захотели пить, и И-на попросила стакан воды.. — Оказалось, что воды нет, и нам было отказано.

            Возвращение было тем труднее, что некоторые из женщин отставали. Одни покупали сдобное, большей частью семечки, другие же заходили к своим близким по дороге.

            К этим остановкам часовые относились сочувственно и не торопили. Приходилось по­среди улицы ожидать отстающих. Только к вечеру, когда уже совсем стемнело, вернулись мы в лагерь.

            Узнав, что обед нам не оставлен и кипятка уже нет, мы молча, без сил легли на постель. Ни слова не было сказано даже между нами.

Стиснувши зубы от страдания, мы легли рядом, И-на и я.

            Рано утром проснулась и вспомнила вчераш­нюю прогулку по городу. Не могло не быть из­вестно (Потом узнала, что не только известно было, но всегда так практиковалось.) начальству, что воды нет, паров нет и что поэтому ни о каких банях и дезинфекциях и речи не могло быть.

            Но теоретически, на бумаге стояло «водить арестованных в баню», и это делалось для виду.

 

            Перед всем городом молча проходили эти толпы. Сколько раз и я их видела из окна Х-ой улицы; все было в порядке, да, действи­тельно, арестованных вели в баню.

20.12.2017 в 15:25


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame