Autoren

1427
 

Aufzeichnungen

194062
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Margarita_Rudnik » Красноярск. Становление семьи

Красноярск. Становление семьи

04.01.1937
Красноярск, Красноярский край, Россия

В 1935 году семья переехала в Красноярск, ближе к родне. К этому времени в речном порту города уже работал брат Василия, Дмитрий. Второй брат Алексей жил с семьей в Большой Мурте и был председателем колхоза. Остальные еще жили в д.Черная. Переехавшая семья первое время жила в двухэтажных бараках, стоявших на том месте, где сейчас располагается Красноярская тюрьма, потом снимали квартиру в старом районе Красноярска «Ладейка» и одновременно строили свой дом на улице Советской, в районе, называемом в народе «поселок «1 Мая». Казалось бы, семье, лояльной советской власти, ничего не может угрожать, но…

В 1937 году на грамотного и умного Дмитрия, работавшего в речном порту, донес завистник, и его арестовали, отправили в Норильск в ИТЛ. Следом арестовали Алексея, председателя колхоза. Дмитрий пропал без вести, а Алексей бежал с этапа и много лет жил у какой-то женщины в северной деревне, не давая о себе знать. Уже в конце 60-х, после «оттепели», он приезжал в Красноярск к вдове Василия и рассказал о себе. А тогда, в 1937 мой прадед Василий, боясь, что следом за братьями придет и его черед, как родственника врагов народа, уволился из НКВД и устроился на в совхоз пригородного хозяйства завода Красмаш (Красноярский машиностроительный завод).

К 1937 году достроили дом в поселке «1 Мая» и переехав туда, прадед Василий посадил два тополя возле новостройки. Скоро родился третий сын Гена. С соседями по поселку жили дружно, все праздники отмечали вместе, то в одном дворе, то в другом. Только одного человека ненавидел весь поселок. Это был Гурей, который донес на Дмитрия Хоменко, брата моего прадеда. Он был родом с Большой Мурты и по его доносам посадили еще многих земляков, все это знали и презирали его. Василий как мог помогал семьям пропавших братьев, двоих детей устроил в ФЗУ, поочередно три племянницы жили у него, учась в техникуме. Дом его был хлебосолен для всех, и не было такого времени, когда бы кто-то из его родни не жил у него в доме.

Как вспоминает мой дед Виктор, до войны у них жила домработница, к которой относились как к члену семьи. Елену муж устроил работать к себе в пригородное хозяйство. Она была кассиром-инкассатором, ст.бухгалтером. В ее трудовой книжке на листе сведений о поощрениях есть запись от 6 ноября 1938 года: «Премирована вещами кожа хром на 239 дец. и материи 10 метров». Такую премию выдавали трудящимся к празднику Октябрьской революции. (см.приложение25)

С 1937 года Василий работал начальником участка «Конный двор» при заводе – это вроде современного транспортного цеха. Ведь автомобилей в городе не было совсем, и все перевозки грузов выполняли лошади. Прабабушка рассказывала, что у директора завода «Красмаш» было два элитных красавца-жеребца, и мой прадед, ответственный за этих рысаков, никому их не доверял, всегда сам на них возил директора. Как я понимаю, обожаемые с детства, а позже ставшие неотъемлемой частью работы на заставе, лошади были для моего прадеда любимым увлечением.

В свободное время он объездил на лошадях все окрестности правобережного Красноярска: от Кузнецовского плато до Куйсумского хребта, ведь город опоясывают красивейшие отроги Восточных Саян, от созерцания которых захватывает дух. Сын помнит, что отец сдружился с переселенцем из Эстонии Тапо, жившем на горе в районе реки Базаихи, и они частенько вместе ездили на лошадях по горам.

Первые же автомашины в городе появились только вместе с эвакуацией завода «Красный профинтерн» из Бежец в 1941 году, здесь завод назвали «Сибтяжмаш», то есть «Сибирский Завод Тяжелого Машиностроения». Эти машины - 5 пятитонок с деревянным кузовом - возили с кирпичного завода кирпичи для строительства «Сибтяжмаша». Дед вспоминает (ему тогда было десять лет) как зимой они с ровесниками-сорванцами цеплялись железным крюком сзади за грузовик и катались «паровозиком» по 5-6 человек – дети есть дети. Еще он помнит, что малолетние мальчишки не были такими уж «замороченными патриотами», чтобы день и ночь думать: «Все для фронта, все для победы»! Его воспоминания расходятся с книжным официозом. При всей неприятности этих воспоминаний – из песни слов не выкинешь. А было так: мальчишки лазили по стоящим в чистом поле у железной дороги станкам только что эвакуированных заводов и раскручивали на них болтики-винтики. Понимание цены этих забав придет позже, с возрастом, но мне интересно, как же охраняли сгруженное оборудование (во время войны!!!), если мальчишки свободно лазили там? Если бы это был один случай, навряд ли бы он остался в памяти ребенка.

В учебниках истории я читаю о самоотверженном труде рабочих, возводивших заводы в Сибири и на Урале в кратчайшие сроки. Если учесть, что большинство мужчин ушло на фронт, то, получается, что в рекордные сроки необученные женщины и подростки совершили чудо. А вот по воспоминаниям мальчишек военного времени создается ощущение, что все строилось руками заключенных. Объяснимо, ведь мальчишки не видели круглосуточную работу в цехах, зато они ежедневно видели бегущий в любую погоду под конвоем строй заключенных. Всю нынешнюю территорию речного порта занимали лагерные казармы. Ежедневно мимо поселка «1 Мая» зеков гнали на строительство цементного завода. Он построен в 1943 году руками, лебедками, без всяких машин и механизации. С помощью заключенных же возводили и цеха «Сибтяжмаша» и других заводов.

Перед войной, в 1940 году Елена родила четвертого ребенка, дочку Алю, и Василий посадил около дома еще два тополя, чтобы теперь их было четыре, по числу детей. С первых дней войны мой прадед просился на фронт, но его не брали, говорили, что он нужен в тылу для организации работ по возведению завода. Его брата Павла же призвали, он был рядовым, командиром стрелкового отделения, погиб в бою 12 сентября 1943 года, похоронен в с.Шевченко Донецкой области (согласно краевой книге Памяти).

В 1941 году, на подъеме патриотической волны моя прабабушка Елена вступила в партию (партбилет №00936120) (см.приложение26) и была отозвана в распоряжение райкома ВКП(б). Оба работали в то время с утра до ночи, приглядывать за детьми и вести дом помогала молодая женщина Дуся, ленинградка из блокадников, которых тогда расселяли по всем домам.

 

В 1943 году Василия Хоменко наконец призвали на фронт. Перед его отъездом прабабушка подстриглась в парикмахерской и супруги вместе сфотографировались. Она дала ему обет не стричься вплоть до его возвращения. 

12.02.2015 в 13:44


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame