22 июля
День высшего торжества для Мао Цзэ-дуна! В Яньань пожаловали первые девять сотрудников американской миссии.
День выдался спокойный и безоблачный. Все руководство КПК прибыло на аэродром. Мао Цзэ-дун и Чжу Дэ, одетые в новенькие даньи, олицетворяли единство партии и армии.
Мао выглядел осанисто.
Военная музыка. Отряды солдат, демонстрирующие безупречной выправкой высокий моральный дух вооруженных сил КПК. Нетерпеливая публика. Я, грешный, со своей «лейкой», да Проценко.
При посадке «Дуглас» сошел с дорожки. Облако пыли, треск — сорван пропеллер, помята кабина пилота. К счастью, обошлось без жертв. Управлял самолетом капитан Роберт Чэмпион.
Мао Цзэ-дун походил на знаменитого спортсмена в последние мгновения перед стартом. Он очень волновался. В конце концов, все равно, признают ли американцы или нет КПК ведущей силой Китая (именно таким было настроение Мао Цзэ-дуна накануне), главное — заполучить оружие, побольше оружия! А как обращаться с оружием, председатель ЦК КПК знал и знает — власть захватывают силой...
Оккупация страны японцами, потворство агрессии, предательство интересов Советского Союза, борющегося именем всех революционных сил мира с фашизмом, — это для Мао лишь «тактические условности», не больше...
После официальной церемонии американцы и китайцы дружно вытягивали за канаты «Дуглас» на взлетно-посадочную дорожку.
Судя по разговорам гостей, миссия пробудет здесь месяца четыре.
Американцы в мятой форме со знаками отличия на воротнике. По сравнению с китайцами долговязые, свободные в обращении, склонные к шуткам.
У многих, как и у полковника Баррета, на левом плече эмблема военного советника США при китайской армии — нашивка в форме флажка, верхняя часть которого — многолучевая гоминьдановская звезда в соседстве с американской, а нижняя — сине-белые продольные полосы.
Руководитель союзнической миссии — полковник Баррет. Грузноватый, невысокого роста, в пробковом шлеме.
По словам Чэн Цзя-кана, Баррет прилетел из Куньмина, а туда прибыл из пекла джунглей Бирмы...
Забавное это зрелище: толпа крестьян, горожан в широкополых соломенных шляпах и в центре — группа американских военных, тщательно оберегаемая от толпы охранниками. Как бы кого-нибудь не толкнули и не отдавили ногу. Меня оттерли с моей «лейкой»...