19 октября
Мысль, возможно, еретическая, но не выходит из головы. Не вижу особой разницы между Мао Цзэ-дуном, его сторонниками и лидерами Гоминьдана.
В передаче японского радио я слышал однажды такую характеристику Чан Кай-ши: «...обладает упорством, безжалостностью и глубокой любовью к власти. Женат в четвертый раз...» А чем она не характеристика Мао Цзэ-дуна?! Даже в интимных подробностях совпадает.
Два националиста с разных позиций одержимы идеей власти. Но один в Чунцине делает это откровенно, и во всяком случае сопротивляясь иностранной оккупации, а другой, — позабыв о чести и страданиях родины, обманывая свою партию и уничтожая ее заслуженных руководителей...
Грустно глядеть на сборы товарищей. Истосковался и по семье и по России и, порядком измучился от жестокой яньаньской действительности.
Пэн Дэ-хуая никто не винит в неудачах «операции 100 полков», но такое мнение существует. И это дает основание Мао Цзэ-дуну считать военное руководство некомпетентным, в том числе и Чжу Дэ. Это позволяет Мао Цзэ-дуну уверенно свертывать боевые действия 8-й НРА. Он тут высший военный авторитет. Никто и не смеет заикнуться, что к руководству всеми крупными операциями войск КПК приложил в прошлом руку и Мао Цзэ-дун.
Неудачи «100-полковой операции» ставят командиров в еще большую зависимость от Мао.