22 сентября
Жэнь Би-ши в политбюро выполняет роль «уполномоченного по опиумной проблеме». Кроме того, Мао Цзэ-дун поручает ему частенько делать для нас различного рода сообщения.
Скрыть размах опиумного промысла в Особом районе невозможно. Поставки опиума — одна из самых оживленных статей местной торговли. Жэнь Би-ши в своей информации мне пытался подвести под этот промысел идейную базу. Из долгой нудноватой беседы стало ясно, что вопреки заявлениям руководства КПК, экономика и финансы Особого района в критическом состоянии. Свирепствует инфляция. Производить какие-то финансовые операции с каждым днем сложнее. Было выпущено шесть миллионов долларов! Но это не укрепило экономику.
Жэнь Би-ши подробно рассказал об экономических затруднениях. Эти затруднения в Особом районе ощущает каждый и мы в том числе. Мы располагаем строго определенной суммой, выделенной правительством Советского Союза на наше содержание. Цены растут столь стремительно, что становится настоящей проблемой, как нашей группе свести концы с концами. Буквально каждую неделю меняются цены на все товары. Кроме того, мы постоянно отсчитываем из данных средств определенную сумму в фонд борьбы китайского народа. Так что бешеный рост цен на рынке мы не только наблюдаем. Он отражается и на нашем положении. Что ж говорить о местной бедноте.
Экономические затруднения были предметом обсуждения на политбюро. Найден весьма оригинальный выход. Политбюро санкционировало всемерное развитие «государственного сектора производства опиума и его сбыта». Пока в качестве быстродействующей меры решено выбросить в течение года на рынки провинций, находящихся под управлением центрального правительства (так называемый внешний рынок), не меньше одного миллиона двухсот тысяч лян опиума.
Опиум будут производить в основном армейские части (это и выращивание мака, и его обработка). Главный поставщик — районы 120-й пехотной дивизии Хэ Луна (дивизия этим давно занимается).
Отдано распоряжение о массовой скупке опиума на территориях, захваченных японцами. Опиум — груз малогабаритный. Не составляет труда доставить его в Яньань или другие специально назначенные пункты Особого района, откуда он будет распространяться по провинциям, подвластным центральному правительству, и распродан втридорога.
В заключение беседы Жэнь Би-ши заявил, что товарищ Мао Цзэ-дун понимает, что «не совсем чистоплотна эта опиумная спекуляция, разведение мака и производство опиума». Однако товарищ Мао Цзэ-дун указал, что в данной конкретной обстановке опиум призван играть передовую революционную роль и ошибочно было бы им гнушаться. Политбюро единодушно поддержало точку зрения председателя ЦК КПК.
Жэнь Би-ши старался сориентировать меня, как «правильно» следует понимать «опиумную политику» руководства КПК. Жэнь Би-ши просил советских корреспондентов отнестись к этому решению с пониманием. Я сказал, что доведу до сведения своих товарищей его сообщение. На том и расстались.