14 мая
Яньани как города, собственно, нет — только руины. Среди руин — ровненькие улочки, очищенные от щебня. Японцы разбомбили Яньань в 1940 году. Сохранились лишь городская стена и несколько домов. Один из них — солидный каменный дом — банк Особого района. Председатель правления банка — Ли Фу-чунь. В обороте банкноты — бяньби, красненькие бумажки, похожие на игральные карты.
Ли Фу-чунь — член ЦК КПК, ведает хозяйственными и финансовыми делами Особого района.
Линь Бо-цюй — председатель правительства Особого района: провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся. Вежливо-добродушный пожилой человек.
Кое-кто еще ютится в городе, сложив в развалинах сараюшки, но в основном город заброшен. За Южными воротами жители отрыли сотни пещер. В самой долине — лавчонки, хибарки и новый рынок — Синьшичан.
Городская стена высотой около 8 метров и шириной до полутора метров. В расщелинах и выбоинах зубчатой стены гнездятся ласточки. Городские ворота в традиционно китайском стиле, наиболее привлекательные — Южные.
В окрестностях Яньани почти нет прежних городских жителей. Население в основном из пришлых.
Город Яньань административно входит в провинцию Шэньси. Провинция делится хребтом Циньлин на две различные по климату части. Сам хребет трудно преодолим (высота до двух километров). Всего несколько перевалов соединяют северную и южную части Шэньси. До войны население провинции составляло около 9 миллионов человек. Северная часть Шэньси — лёссовое нагорье, изрезанное долинами рек — притоков Хуанхэ.
Хребет Циньлин — водораздел притоков Хуанхэ и Янцзы.
Климат северной части провинции — резко континентальный, южной части — почти субтропический.
На севере провинции — горы Люпань.
Административный центр провинции — Сиань, где я бывал не единожды. Сиань — скрещение дорог из Центрального Китая в Среднюю Азию, из Северного Китая в юго-западные провинции, в прошлом столица наиболее знаменитых императорских династий: Цзинь, Суй, Цинь, Чжоу... Старинное название Сиани — Чаньань. Число жителей в Сиани — свыше миллиона человек.
Провинция Ганьсу — огромное плоскогорье, понижающееся с запада на восток, изрезанное горными хребтами. Административный центр провинции — Ланьчжоу, население которого до войны приближалось к 200 000 жителей.
В Ганьсу река Хуанхэ стремительно несется среди отвесных скал и гор.
Провинции Особого района, а также провинция Шэньси — центры древней китайской цивилизации.
* * *
Главная задача Китая — объединенный отпор японской агрессии. Отчасти задача была решена в сентябре 1937 года созданием единого антияпонского фронта. Согласно договору между КПК и ГМД — двумя основными политическими силами Китая — были созданы вооруженные силы под общим командованием главы центрального правительства Чан Кай-ши.
Красная армия в составе общенациональных вооруженных сил получила название 8-й Национально-Революционной Армии (8-я НРА). Позднее из коммунистических частей была сформирована и 4-я НРА.
Самая населенная страна в мире стала добычей японцев не столько из-за своей экономической отсталости, сколько в результате раздробленности национальных сил. Есть центральное правительство в Чунцине, сформированное Гоминьданом — пока еще самой влиятельной и многочисленной политической организацией. Есть ряд советских Освобожденных районов под управлением коммунистов. Но в то же время огромные районы Китая контролируются милитаристскими кликами и марионеточным нанкинским правительством Ван Цзин-вэя, сколоченным японцами в противовес чунцинскому.
* * *
До соединения в Шэньси основных вооруженных сил КПК в 1935 году там уже существовал советский район, возглавляемый коммунистами Лю Чжи-данем и Гао Ганом.
Лю Чжи-дань погиб в 1936 году в бою с гоминьдановцами.
Сейчас Гао Ган — ответственный секретарь Северо-Западного бюро ЦК КПК; одновременно партией ему поручено и разрешение сложных национальных вопросов в Особом районе.
В Китае свыше 50 некитайских национальностей численностью в несколько десятков миллионов человек. Это делает особенно важной национальную политику КПК.
Веками в провинциях Особого района происходили кровавые столкновения различных национальных и религиозных групп. С незапамятных времен мусульмане расселялись из Синьцзяна. Путь к расселению лежал через Ганьсу. Мусульмане ассимилировались с китайцами. И эта ассимилированная часть населения издавна прозывается дунганами, или иначе — китайскими мусульманами. Их число во всем Китае до войны составляло около восьми миллионов, в Шэньси — свыше миллиона. Немало в провинциях Особого района и монголов. Особенно в Нинся, где они составляют большинство населения. В Ганьсу проживают и тибетцы.
По рассказам Южина, между китайцами и дунганами до последнего времени затевались вооруженные стычки. И те и другие проявляли крайнюю жестокость.
У Гао Гана богатый опыт и знание национально-религиозного быта различных этнических групп и их взаимоотношений. После 1935 года он практически сумел свести на нет националистическую и религиозную рознь в провинциях Особого района. В этом его несомненная заслуга перед КПК.
* * *
В Японии дополнительная мобилизация. Только в марте группировка японских войск в Маньчжурии увеличилась на три дивизии. В апреле в Маньчжурию непрерывно следовали японские маршевые команды.
Вот одна из самых крупных последних внешнеполитических акций центрального правительства.
В марте глава правительства Чан Кай-ши посетил Индию.
Визит, безусловно, связан с исключительным значением коммуникации Индия — Китай, по которой следуют военные грузы для китайских войск. За овладение этим сухопутным путем японцы ожесточенно дерутся. В Бирме и Юньнани (китайская провинция) кровавые бои.
21 марта визит завершился.
Чан Кай-ши и Неру сделали совместное заявление:
— индийский и китайский народы будут прилагать все усилия во имя свободы человечества;
— народы Индии и Китая — это половина населения земного шара;
— история культурных и экономических отношений двух народов имеет двухтысячелетнюю давность; между ними никогда не было военных столкновений; подобных мирных межгосударственных отношений не знает история никаких других государств;
— мир под угрозой свирепого фашистского насилия, против которого должны еще теснее сплотиться наши народы; мы должны плечом к плечу бороться в едином антиимпериалистическом порыве — это главное условие для достижения мира во всем мире и ради этого благородного дела наши народы готовы пойти на любые жертвы.
Чан Кай-ши на пресс-конференции выразил надежду, что в конце концов Англия предоставит Индии не мнимые, а действительные политические права.
Визит Чан Кай-ши вызван, прежде всего, заботами об обеспечении безопасности коммуникации Индия — Китай.
Со стороны океана приморские провинции Китая практически захвачены, здесь в морях господствуют японский флот и авиация. С севера страна почти полностью блокирована оккупантами. Остается узенькая ниточка связи через Бирму. Промышленные арсеналы Китая захвачены или разгромлены японцами. Все надежды на поступление боеприпасов и вооружения связаны с этой дорогой.
Данной теме посвящены многие радиопередачи.
Токио считает экономическую блокаду Китая свершившимся фактом и предрекает поражение в ближайшие месяцы.
Большинство радиостанций сообщает о перехвате японцами коммуникации Индия — Китай.
В этих условиях для сопротивления китайского народа определенное значение имеет воздушный мост СССР — Китай (через Синьцзян), по которому осуществляются военные поставки, согласно договору 1937 года.
Особое значение приобретает сплоченность китайского народа! Единство антияпонского фронта — первейшая политическая задача. Антияпонский блок предполагает объединение всех общественных сил (Компартия, Гоминьдан, Демократическая лига Китая и другие патриотические группировки).