Autoren

1427
 

Aufzeichnungen

194062
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Nikolay_Naydenov » Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном - 18

Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном - 18

02.09.1812
Москва, Московская, Россия

 Затем, 2 сентября, около 2 часов дня отец мой с его матерью, братом, сестрой и несколькими малолетними родственниками отправился по Стромынке - тогдашнему тракту на Владимир; "мы, благодарение Всемогущему (значится в записях отца), выехали или вышли из Москвы 2 сентября не более за час до входа неприятеля". Когда же они выбрались за Преображенскую заставу, то вспомнили, что дома была оставлена необходимая посуда; тогда брат моего отца, выпрягши лошадь, отправился на ней верхом домой, но, приехавши к своей квартире, он застал уже там французов, которые хотели его остановить и сделали по нем даже выстрелы, однако же он успел от них ускакать. Настолько скоро могли они проникнуть в местность, противоположную их вступлению и довольно отдаленную от центра.

По рассказам остававшихся, французы, нашедши принадлежавшие моему отцу книги, в числе которых были некоторые на французском языке, доискивались, кому они принадлежат, так как они забирали знающих этот язык в переводчики и проводники и чрезвычайно замучивали исполнением таких обязанностей.

Строение, в коем жил мой отец, вскоре сгорело; жар от горевших в окружности зданий был настолько силен, и в особенности, когда горел находившийся по другую сторону Земляного вала винный завод (на месте нынешнего сахаро-рафинадного завода, принадлежащего Московскому товариществу), что дед мой, остававшийся в Москве, укрывался от него, сидя по шею в пруде (не следует забывать, что это было в сентябре), после чего он проводил все время в землянке, сделанной на огороде, на противоположном берегу Яузы.

При прибытии в первый день выхода из Москвы на ночлег, -рассказывал отец, - появилось уже большое зарево - Москва загорелась; зарево было видно к вечеру и в несколько следующих дней путешествия. Во Владимир прибыли они, как значится в записях отца, 9 сентября, после чего, не встретив сочувствия в Батыеве со стороны бывших родственников, направились 25 того же месяца в село Поречье (Ростовского уезда) к одному знакомому, нанимавшему у Колосовых под огород береговую около пруда землю. Приехав туда 1 октября, пробыли там до начала рождественского поста (я помню - вдова того огородника Дарья Матвеевна в 1840-х годах, являвшись в Москву, всегда проживала у нас); оттуда перебрались они в сельцо Кутузово, из коего возвратились 19 марта 1813 г. в Москву и поселились в доме московского купца Петра Андр. Жирнова (по записям расходов дед принялся за дело в доме Жирнова в феврале 1813 г.), состоявшем в Сыромятниках, Рогожской части, 1-го квартала, и там прожили до 28 декабря 1816 г., а тогда переехали опять в дом Невежина (на занимаемое нами место).

От отца слышал я, что при выезде из Москвы у него было денег 1 000 руб. асс, которых достало на существование в течение всего сказанного времени и даже оказался еще остаток. За наем помещения в доме Жирнова, точно так же, как и в доме Невежина, платилось по 1 200 руб. асс. в год, при этом слышал я, что устройству дела после разорения значительное содействие было оказано неким Михаилом Вас. Холкиным; какое отношение имел он к отцу - я не знаю; известно лишь, что он был московским купцом, по книге 6-й ревизии 1811 года числился 23 лет, умер 14 марта 1821 г., погребен в Покровском монастыре, причем моим отцом был поставлен на могиле его памятник, который, к сожалению, бывшим там экономом Пименом, вместе с многими другими памятниками, снесен и, таким образом, следы места погребения утратились.

Отец рассказывал, что после пожара 1812 года расстояния между отдельными местностями города чрезвычайно сократились; от нашего места было возможным ходить в город (Китай-город) в прямом направлении, заботясь при этом лишь о том, чтобы не попасть где-либо в погреб или колодезь.

Мать моя была увезена на время нашествия неприятеля в Зарайск, где и пробыла в течение всего этого времени.

Слышал я, что в начале столетия (а может быть, уже и в конце предшествующего) в среде населения Москвы стало замечаться сильное ослабление религиозности, явно выражавшееся в незначительности числа присутствовавших в храмах при совершении церковных служб; но явилось тяжелое испытание 1812 года, и в духовном настроении населения произошла резкая перемена храмы, даже и по восстановлении разоренных, стали оказываться переполненными со стороны молящихся.  

03.02.2015 в 13:53


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame