08.06.1824 Сан-Жуан-дел-Рей, Минас-Жейрас, Бразилия
8 [июня]. С[ан]-Ж[уан]-д[ел]-Р[ей] располагается в узкой долине, которая сразу же за городом сильно расширяется и по которой протекает ручей Риу-д’Агуа-Лимба. К з[ападу] располагаются высокие обрывистые голые скалы, в прежние времена разрытые золотоискателями. К в[остоку] — плавно поднимающиеся степные холмы. К с[еверо]-в[остоку] — просторная долина, ограниченная горами Серра-ди-Сан-Жозе, Кампу-ду-Марсал-Казаду, в которой маркиз Помбал собирался построить город.
В ю[го]-з[ападной] части города, на склоне огромной горы, расположен источник, дающий железистую минеральную воду.
Разводят лен и делают очень хороший холст, даже дамасский, просто ради удовольствия, [а не на продажу].
Маркиз Помбал — известный деятель португальского ”просвещенного абсолютизма” середины XVIII в. Поскольку в Бразилии Г.И. Лангсдорфу неоднократно приходилось сталкиваться с упоминаниями о Помбале и следами его деятельности (и об этом упоминается в дневнике), приведем более подробную историческую справку.
«К середине XVIII в. относится реформаторская деятельность первого министра Португалии Помбала. Себастьян Карвальо, известный больше по своему титулу маркиза ди-Помбала, пожалованного ему королем в 1770 г., свои преобразования начал с изгнания иезуитов из пределов королевства и всех его владений... Могущественный орден был серьезным препятствием на пути реформ в духе так называемого просвещенного абсолютизма. Королевский указ об изгнании иезуитов был обнародован в 1759 г., а уже в январе следующего года все иезуиты Бразилии были собраны в Рио-де-Жанейро, посажены на корабли и высланы из страны.
Помбал сказал: ”Наш двор считает высылку ордена иезуитов более полезным, чем открытие Индии”. Путь для его реформаторской деятельности был расчищен, и эта деятельность приняла действительно широкий размах, обновив устаревшие институты и оживив одряхлевшее хозяйство Португалии. Но только Португалии. Бразилия первого министра интересовала лишь как источник доходов для его дорогостоящей деятельности, и преобразования ощущались здесь в весьма малой степени. Насильственная культурная изоляция, на которую обречена была Бразилия, поддерживалась по-прежнему. После изгнания иезуитов в сфере образования колонии образовался определенный вакуум, поскольку орден был, по существу, монополистом и в начальном и в среднем образовании.
Для исправления положения королевская канцелярия приняла известные меры. В Бразилию из метрополии были направлены преподаватели...
04.05.2017 в 17:22
|