11.05.1824 Пампулья, Минас-Жейрас, Бразилия
11 [мая]. Со времени нашего последнего пребывания [в этих местах] здесь было выпущено много кошек, так что теперь мы не увидели ни одной белобрюхой мыши.
Сегодня утром сын хозяина отправился с караваном вьючных животных в Мандиоку, откуда я затребовал французский [ртутный] барометр, трубки для барометра и еще одного негра. Английские барометры очень дороги и никуда не годятся.
***
N.B. Во всем хозяйстве ни одного яйца.
Поскольку в Сумидориу нет ни одного пасто, мы отправили своих лошадей на 1/2 легуа дальше. Утром около 10 часов они еще не прибыли, хотя я послал с ними двух негров, которые там ночевали и должны были рано утром привести их. Был уже полдень, а лошади все еще не прибыли. Теперь я послал еще одного негра, и сам тропейро отправился на поиски. Около 12 часов они, наконец, прибыли в целости и сохранности, и вот лишь после двух часов [дня] мы смогли выехать.
Дорога вела вдоль шумящей Пиабаньи и многочисленных ранчо, которые попадались примерно через каждые полчаса; у падре Секретариу и капитана Фагунды самые большие etablissements; последняя фазенда располагается у подножия высокой горы и недалеко от низвергающегося с утесов лесного ручья. Перевалив через гору, мы попали в Пампулью, куда прибыли незадолго до темноты (На полях вписано: ”до наступления ночи”.); расстояние от Сумидориу составило 2 1/2 легуа, однако нам оно показалось длиннее. Мы нашли венду, где с нас запрашивали неимоверные цены. Все было дороже, чем даже в городе. Местность со всех сторон окружена горами, здесь живут только кузнецы.
Мышь, о которой я буду говорить, распространена в Новом Свете; по-видимому, до настоящего времени она ускользала от внимания естествоиспытателей, путешествовавших по Бразилии.
В каждой челюсти [данное животное имеет по] два резца средней величины, [причем] нижние [резцы] имеют уплощенную и заостренную [форму]; [имеет также по] три моляра с каждой стороны. На передних лапах четыре пальца с маленькими крючковатыми коготками; вместо большого пальца бородавка, подпирающая притупленный коготь. Задние лапы гораздо [более] длинные, имеют [каждая] по пяти пальцев, снабженных коготками. Хвост очень длинный, голый и чешуйчатый. [Таковы] признаки, каждый из которых наблюдается у данного млекопитающего, и которые [в совокупности] составляют [диагноз] рода ”мышь” в собственном смысле слова.
У этой мыши белый живот (Mus leucogaster), в длину [она имеет] 13 1/2 английских дюймов. [Длина] ее хвоста — 7 с половиной тех же [дюймов]. Голова средней величины, до некоторой степени укороченная; уши не очень длинные, округлые, почти голые, [точнее] покрытые едва видимой шерстью, усы состоят из многих коричневых [или] черноватых [волосков] длиной 3 дюйма, заходящих за край головы. Глаза располагаются почти посредине между концом морды и ушами, однако ближе к последним; над [каждой] бровью с внутренней стороны имеется длинный волос, цветом [напоминающий] усы. Хвост на дюйм длиннее, чем туловище, чешуйчатый, кольчатый, и [с] очень небольшим количеством волос, [к концу] более утончающийся и гладкий, чем хвост обычной крысы, в тексте дневника rat commun). Ноги покрыты короткой шерстью, доходящей до коготков; задние лапы очень длинные (3 1/2 дюйма). На задних лапах большой палец очень оттянут вперед и очень мал.
Бока туловища, от головы до [самого] хвоста, буро-красноватые, обращенная кверху сторона [тела], от морды до хвоста, более темно окрашена. Волосы жесткие, в средней своей части более крепкие и слегка утолщенные, а по направлению к своей верхушке и к коре утончающиеся; цвет верхушек волос более темный, кожи более светлый.
Вся нижняя поверхность [тела] животного, от морды до хвоста, белая, признак принципиальный и отличительный, который и побудил меня назвать это животное leucogaster. Щеки, внешние поверхности голеней, ступни и бедра покрыты бурыми полосами. Корень хвоста буро-желтоватый; верхняя часть хвоста темно-коричневая, нижняя красная и более светлая. Это животное, как и все другие виды этого рода, очень вредное в [сельском] хозяйстве. Хитрое и столь же дерзкое, оно причиняет [посевам] большой ущерб. [Эти мыши] появились несколько лет тому назад из лесов, окружающих Сумидориу (поселение в Оржельских горах), [и живут] в местообитаниях, где они приспособились к тем же условиям, в каких обычная крыса [живет] в Европе. По-видимому, с этой последней они дают даже помеси. Я встречал [это животное] также в лесах Мандиоки, поселения у подножия гор Эстрела.
Днем они прячутся, а по вечерам выходят и в течение ночи ищут свою добычу».
04.05.2017 в 10:45
|