20.02.1909 Москва, Московская, Россия
В этот мой приезд в Москву Станиславский просил меня задержаться для важного, по его словам, разговора, который вскоре и состоялся в отдельном кабинете ресторана Эрмитаж. Кроме него и Немировича-Данченко[i], присутствовали Качалов[ii], Лужский, Вишневский, Москвин, Леонидов[iii] и О. Л. Книппер[iv] — основатели и пайщики Художественного театра.
Разговор был действительно важный, и не только для меня, так как имел большие последствия в жизни театра: Станиславский к полной моей неожиданности предложил мне сделать постановку «Месяца в деревне» Тургенева и вместе с тем просил передать Александру Бенуа и другим моим коллегам по «Миру искусства» о желании театра соединиться с ними в непосредственной тесной работе.
Он и Немирович-Данченко мне объяснили, что Художественный театр не удовлетворен тем, что у них делается в смысле декораций, роли художника они хотят отвести гораздо большее место, хотят свежих людей и их «нового слова» и потому ждут от нас, столь ими ценимых за знание стилей и вкус, помощи и ближайшего сотрудничества.
Когда Станиславский высказал все эти пожелания, то, как ни обрадовало и ни взволновало это предложение, обращенное к нашей группе, я сам лично был искренне смущен предложением мне пьесы Тургенева. Реализм на сцене мне представлялся тогда чем-то пресным, и я прежде всего подумал, что эта работа меня не захватит, что вообще будет неинтересно и я не справлюсь с задачей. Впрочем, думая так, я очень слабо помнил «Месяц в деревне» из чтения и никогда не видел его на сцене.
И тут я совершенно растерялся и не знал, что ответить. Сошлись на том, что я подумаю и напишу из Петербурга. В душе мне совершенно искренне казалось, что театр обращается не по адресу — Бакст или Сомов мне представлялись именно теми художниками, которые должны были бы поставить эту пьесу Тургенева.
Я уехал из Москвы с поручением передать нашей группе о чаяниях театра и с просьбой Станиславского сообщить, кто из нас и что именно хотел бы ставить в Художеств[енном] театре, кого вообще к чему клонит.
[i] Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858 – 1943) — режиссер и драматург. Основатель и руковедитель Московского Художественного театра. Народный артист СССР.
[ii] Качалов (Шверубович) Василий Иванович (1875 – 1948) — народный артист СССР. Добужинский написал о нем статью (Новое русское слово, 1948, 17 дек.).
[iii] Леонидов (Вольфензон) Леонид Миронович (1873 – 1941) — народный артист СССР. Добужинский исполнил его карандашный портрет (1922, С. н., Париж).
[iv] Книппер (Книппер-Чехова) Ольга Леонардовна (1868 – 1959) — народная артистка СССР. Добужинский исполнил ее карандашный портрет (1922. С. н., Париж), а также изобразил ее в роли Натальи Петровны из «Месяца в деревне» (1909).
04.02.2017 в 17:36
|