Вскоре нас пригласили спуститься вниз, в большую комнату с роялем и примыкающим к ней зимним садом, где прежде была фешенебельная гостиная балерины, а теперь обычно происходили многолюдные заседания рабочих. Здесь состоялось чествование Ильича. Один за другим выступали ораторы, выражая чувство глубочайшей радости по поводу возвращения в Россию закаленного вождя партии.
Ильич сидел и слушал с улыбкой, нетерпеливо дожидаясь конца. Когда список ораторов был исчерпан, он сразу ожил, поднялся и приступил к делу. Решительным образом напал на тактику, которую проводили руководящие партийные группы и отдельные товарищи до его приезда. Едко высмеял пресловутую формулу поддержки Временного правительства "постольку-поскольку" и провозгласил новый боевой лозунг: "Никакой поддержки правительству капиталистов!" Ленин призывал партию к борьбе за передачу власти в руки Советов, за социалистическую революцию.
На нескольких ярких примерах он блестяще доказал всю фальшь политики Временного правительства, вопиющие противоречия между его обещаниями и делами, словами и фактами. Настаивал на том, что наш долг состоит в беспощадном разоблачении контрреволюционных и антидемократических поползновений и действий этого правительства.
Речь Владимира Ильича длилась около часа. Аудитория застыла в напряженном внимании. Здесь были представлены наиболее ответственные работники партии. Но и для них эта речь Ильича явилась настоящим откровением. Она проложила рубеж между тактикой вчерашнего и сегодняшнего дня.
В. И. Ленин ясно и отчетливо поставил вопрос: "Что делать?" И от полупризнания, полуподдержки правительства призвал к непризнанию и непримиримой борьбе.
Конечное торжество Советской власти, мерещившееся многим в туманной дали более или менее неопределенного будущего, Ленин перевел в плоскость неотложного и в ближайшем времени достижимого завоевания революции. Эта речь была в полном смысле слова исторической. Здесь Владимир Ильич впервые изложил свою политическую программу, на другой день формулированную в известных тезисах 4 апреля. Эта речь произвела целую революцию в сознании руководителей партии и легла в основу всей дальнейшей работы большевиков.
Когда Ильич закончил, ему была устроена бурная и продолжительная овация.
Каменев в нескольких словах резюмировал общее настроение:
-- Мы можем быть согласны или не согласны со взглядами тов. Ленина, можем расходиться с ним в оценке того или иного положения, но во всяком случае в лице т. Ленина вернулся в Россию гениальный и признанный вождь нашей партии.
Тактика нашей партии не составляет одной прямой линии. После приезда Ленина она сделала крутой поворот влево.
На заседании Бюро ЦК РСДРП(б) 6 апреля 1917 г. Каменев и Сталин выступили против Апрельских тезисов В. И. Ленина. В опубликованной 8 апреля в «Правде» статье «Наши разногласия» Каменев открыто заявлял о расхождении с тезисами В. И. Ленина. Как догматик, он утверждал, что партия должна взять курс не на переход к социалистической революции, а на завершение буржуазно-демократической революции. В. И. Ленин дал отповедь Каменеву в брошюре «Письма о тактике» и в статье «О двоевластии». (См. Полн. собр. соч., т. 31, стр. 131–144, 145–148.)