Вот и сентябрь пришел! На ветках созрел виноград, янтарный, сочный. Виноградные гроздья клонились к земле, они впитали в себя соки земли, тепло солнца и терпеливый заботливый уход женщин, в котором был и мой труд.
Готовились к сбору урожая: мыли, чистили кувшины, бочки, соковыжималки, и в один прекрасный солнечный день, вооружившись ведрами и ножницами, женщины пошли по рядам срезать виноград. Наполненные ведра с ягодами сваливали в кузов машины и везли в совхоз, заполняли кувшины, врытые в землю, или вываливали виноград прямо в машину, которая сразу выжимает сок. Весь урожай шел на вино, даже обидно было, что ничего не оставляют.
Много раз в течение года вино перекачивают из бочки в бочку, из кувшина в кувшин, пока оно не делается совсем прозрачным, чистым. Стоят эти огромные бочки рядами в большом помещении, в «морани». На каждой бочке – табличка : год рождения вина. В морани вино выдерживают годами. Чем дольше стоит вино, тем лучше оно делается.
В этом большом помещении работали и русские женщины. Жили они с семьями в совхозе постоянно. Мужчины у всех были на фронте.
За рабочую смену женщины так «надегустируются» запахом и пробами, что еле домой доползают. Посторонним вход в морань был запрещен, но однажды мне удалось проникнуть внутрь и посмотреть, над чем «колдуют» женщины.
Чистота там идеальная. Весь сентябрь везли на машинах виноград, белый, черный. Ягоды не успевали перерабатывать, и машины стояли в очереди. Из отжимов выпаривали водку тут же в совхозе на специальных установках.
В сентябре дети и взрослые ели виноград по целым дням, пока шел поток машин на переработку. Потом все превращалось в вино.