Теперь о своей работе в совхозе.
Рано утром с бригадой грузинских женщин поднималась в гору на расположенные там виноградники. Женщины шли по рядам, взрыхляя под виноградными лозами землю, это называлось «тохать». Каждая женщина становилась у своего ряда и все одновременно начинали работу.
Все зависело от инструмента. Если тоха острая и с древка не слетает, то работа шла хорошо. Мне досталась неисправная тоха, та, которая была свободна, и я не успевала за грузинскими женщинами, привыкшими к своей работе. Тоха все время слетала с древка, и пока я водворяла ее на место, забивая камнем, женщины уходили вперед. Они работали играючи, совсем не уставая.
Очень скоро на моих ладонях образовались водяные мозоли, которые лопались, причиняя боль, и еще больше осложняли и без того трудную работу. Когда я заканчивала свою полоску, женщины отдыхали, дожидаясь отставших. Как только я разгибала спину, все вскакивали и начинали обратный путь по следующим рядам. Я, не успев отдохнуть, продолжала работу, чтобы не отстать от других. Было невыносимо трудно. Ведь говорят: «Хуже всего ждать и догонять».
На обед спускалась последняя, чувствовала себя, как выжатый лимон. Хватала котелок и бежала в столовую в очередь за супом. После обеда – опять в гору.
От усталости и непривычки не могла заснуть. Руки, ноги болели.