25.03.1925 Москва, Московская, Россия
Лишь немногие тщательно отобранные работники штаба Коминтерна считались достаточно компетентными, чтобы выполнять спецзадания за границей. Это были так называемые «международные кадры». Послать за границу могли человека из любого отдела, в любом звании, даже члена Исполкома. Люди эти знали языки, имели опыт работы за границей.
«Международные кадры» посылались за границу с самыми разными заданиями. Чаще всего — улаживать внутренние конфликты или с проверкой в компартиях. Обычно их избегали посылать в ту страну, откуда они приехали. Всех не помню: их было человек сорок. Я и Елена Стасова были в этой группе единственными женщинами. Задание утверждала «узкая комиссия». Поездки держались в секрете. Человек исчезал без всяких объяснений. Среди членов Исполкома, выезжавших за границу, были мой старый друг Юрьё Сирола, Куллерво Маннер, Артур Эверт[1], Жюль Эмбер-Дро[2], Елена Стасова и Чемоданов[3]. Из остальных «международных кадров» помню Мауно Хеймо, Ниило Виртанена[4], Меринга, близнецов Глаубауф[5], Йозефа Поганя[6] (работал в США под именем Джона Пеппера), Файнберга[7], Петровского (в Англии — под именем Беннет) и помощников Пятницкого Грольмана[8] и Идельсона[9].
Кроме того, служащих Коминтерна отправляли за границу проводить двухнедельные спецкурсы. Например, Ниило Виртанен часто ездил в Норвегию обучать членов компартии партийной и профсоюзной работе. Сирола, Маннер и Ханна Малм[10] ездили налаживать работу компартии в Швецию. Юсси Лумивуокко[11] был послан туда же заниматься профсоюзами. Компартия Дании считалась незначительной, и я не помню, посылали ли туда кого-нибудь вообще. Правда, однажды Тогера Тогерсена[12], руководителя датских коммунистов, вызвали в Москву, чтобы он в Профинтерне познакомился с работой коммунистов в профсоюзных организациях.
За границу выезжали под чужим именем, с фальшивым паспортом, получали его от специалиста по паспортам Мильтера.
13.06.2016 в 19:25
|