05.08.1918 – 06.08.1918 Москва, Московская, Россия
5 августа 1918 года, именье Жиро
Работа кипит вовсю. Сейчас убираем рожь. Все бестолково, все не прилажено. Иногда такая досада берет, что взяла бы, да все и бросила. Нет системы, нет никакой стройности и хозяйского глаза, так что все идет кое-как. Много делается ненужного и непроизводительного. Но, с другой стороны, чувствуешь, что без нас здесь было бы неразберихи еще больше, что мы здесь очень нужны и полезны. Так что теперь совершенно нет удручающего впечатления своей бесполезности и ненужности. Все это ведение хозяйства часто заставляет работать мысль: а как же надо устроить взамен настоящего, чего недостает? Где непорядок? В хорошо налаженном хозяйстве эти мысли не могли бы прийти в голову, там такие мелочи показались бы обыденными, но ведь хозяйство и начинается с них. Так что это хороший урок.
А также я довольна еще и в том смысле, что мне пришлось работать в первый раз в страдную пору. И недаром она называется страдной. Работа трудная, а главное, очень спешишь с уборкой, хочешь использовать каждый час хорошей погоды, боясь, что пойдет дождь. А как назло стоит прескверная погода: два дня хорошие, а там четыре - дождь. Жалко смотреть на рожь, которая начала прорастать и портиться. Кажется, несмотря ни на какую усталость, стала бы работать до поздней ночи, чтобы только рожь была под крышей. А уставать сейчас приходится... Встанешь утром, болят руки, болит все тело. Но стоит только нам приняться за работу, как все кипит и усталости как не бывало. Работаем мы с Катей, к нашей гордости, хорошо, не уступаем другим. Мы здесь в имении пользуемся большим авторитетом: за всем обращаются к нам. И раньше очень удивлялись, как это мы можем работать на жнейке, на сеялке и других машинах, но мы показали, что с этим делом и мы, женщины, можем хорошо справиться. Как мне иногда хочется показать всем этим самонадеянным господам мужчинам, что и женщина может быть умна и велика. Иногда расфантазируешься и представляешь себе, что является фея и предлагает на выбор три дара. Я тогда беру себе ум, память и дар слова. И сделаюсь я знаменитой, великой ученой. Эта слава нужна не для меня лично, не для моего прославления, а для поднятия мнения о женщине, о ее уме и способности к умственному труду.
6 августа 1918 года, именье Жиро
Интересные здесь встречаются типы. Если бы сейчас сюда перо Тургенева, Толстого или других бытописателей... Слушаешь разговоры, присматриваешься и многое начинаешь понимать, что раньше было скрыто от тебя. Начинаешь приближаться к душе народа, разбираться и понимать ее.
16.01.2014 в 20:32
|