12.03.1930 Махачкала, Дагестан, Россия
Маму отчислили из медтехникума, не дав закончить 3 курс, а тетя Шура долго не могла получить на руки документы об окончании техникума. Только вмешательство горкома комсомола, потребовавшего выдать документы их активистке, закрыло вопрос. Мама вернулась в Сердобск со справкой об окончании 2-х курсов. К счастью, в канцелярии пожалели девушку и не указали в документах причину отчисления. С незаконченным среднетехническим образованием на работу медсестрой в Сердобске не брали. На семейном совете отец предложил дочери ехать в Махачкалу, где весовщиком на железной дороге работал двоюродный брат Алексей Филиппович Совцов. Ехать молодой девушке предстояло одной на Кавказ, где горцы дики и необразованны, горячи, ходят с кинжалами на поясе, но где крайняя нехватка грамотных людей. Мама была девушка умная, решительная, красивая и самостоятельная. Решено - надо исполнять.
Много раз мне мама говорила, что 1) ей всегда на жизненном пути встречались хорошие люди, 2) всю жизнь ее хранил Бог, помогая благополучно преодолевать критические ситуации. По пути к брату ей предстояла пересадка с поезда на поезд на одной из станций. Выйдя на станции из вагона, она заняла очередь, чтобы закомпостировать билет до Махачкалы. Поезда шли часто, но количество мест в них было мало. В зале ожидания убогого вокзала мама познакомилась с женщиной, возвращавшейся с 2-я детьми в Баку из Пензы, где она искала в детских домах пропавшего младшего брата. Очередь женщины была на несколько человек позже и, боясь, что ей может не достаться место, она попросила маму закомпостировать ей билет. Когда подошла очередь мамы, в кассе осталось единственное место на ближайший поезд бакинского направления. Пожалев детей, она оформила билет попутчицы, решив дождаться следующего состава. Мама была очень отзывчивым человеком и помогла женщине с детьми сесть в вагон прибывшего поезда. Будучи в очереди первой, она взяла билет и села в поезд, который пришел через 4 часа. Не доезжая до Махачкалы, они долго стояли на одном из перегонов, Сообщили, что потерпел крушение поезд, шедший впереди. Проезжая позже этот участок дороги, мама видела вагоны, рухнувшие в овраг и думала, остались ли жива женщина с детьми, и молилась за это. Надо сказать, что мама всегда была очень набожной.
В Махачкалу поезд прибыл поздним вечером. На привокзальной площади дежурили фаэтоны, как сегодня такси. Чтобы доехать до Молочного хутора, где жил Алексей Совцов, нужно было заплатить большие по тем временам деньги, которых у мамы не было. Поэтому все ее везти отказались. Не зная улиц в незнакомом городе, идти пешком в темноте мама опасалась и в растерянности долго стояла на площади. К ней подошел высокий худощавый возница лет сорока и сказал: "Тебе в Молочный? Поехали." - "Но у меня нет столько денег" - "Ладно, сколько дашь." В темноте ехали долго, разговаривали. Кучер расспрашивал, откуда она, к кому, зачем, почему. Отвечала, сидела и потихоньку дрожала от страха, потому что много разного слышала о проделках возчиков.. Приехали в хутор, Мужик остановил фаэтон около дома и подробно рассказал в какую дверь войти, на какой этаж подняться к брату. Денег не взял ни копейки. Он жил на этом хуторе и возвращался домой. Алексей Филиппович Совцов с женой Татьяной и маленькой дочерью жил на последнем, втором, этаже в малюсенькой комнате с балконом. Долго обменивались новостями, обсуждали планы, уснули поздно: мама с девочкой на кровати в комнате, а Леня с женой - на балконе, благо на Юге и ночью жарко. (Алексей Совцов умер рано. Дочь его жила у нас в Грозном, когда я был еще маленьким. Выйдя замуж за служащего НКВД она уехала в Сибирь. Отношения с нею поддерживала моя двоюродная сестра Римма Иванова. С их помощью в 1955 году Ивановы купили в Сибири и переправили в Ртищево мотоцикл с коляской, большой дефицит в то время.).
20.11.2013 в 02:09
|