04.04.1833 С.-Петербург, Ленинградская, Россия
4 апреля 1833 года
Третьего дня я читал попечителю мою вступительную лекцию "О происхождении и духе литературы", которую отдаю в печать. Он советовал мне вычеркнуть несколько мест, которые, по собственному его сознанию, исполнены и нравственной и политической благонамеренности.
-- Для чего же? -- спросил я.
-- Для того, -- отвечал он, -- что их могут худо перетолковать -- и беда цензору и вам.
Я, однако, оставил их, ибо без них сочинение не имело бы ни смысла, ни силы.
Неужели в самом деле все честное и просвещенное так мало уживается с общественным порядком?! Хорош же последний! На что же заводить университеты? Непостижимое дело! Опять велено отправить за границу для усовершенствования в науках двадцать избранных молодых людей, -- а что они будут делать тут, возвратясь со своими познаниями, с благородным стремлением озарить свое поколение светом истины...
Было время, что нельзя было говорить об удобрении земли, не сославшись на тексты из священного писания. Тогда Магницкие и Руничи требовали, чтобы философия преподавалась по программе, сочиненной в министерстве народного просвещения; чтобы, преподавая логику, старались бы в то же время уверить слушателей, что законы разума не существуют; а преподавая историю, говорили бы, что Греция и Рим вовсе не были республиками, а так, чем-то похожим на государство с неограниченной властью, вроде турецкой или монгольской. Могла ли наука принести какой-нибудь плод, будучи так извращаема? А теперь? О, теперь совсем другое дело. Теперь требуют, чтобы литература процветала, но никто бы ничего не писал ни в прозе, ни в стихах; требуют, чтобы учили как можно лучше, но чтобы учащие не размышляли, потому что учащие -- что такое? Офицеры, которые управляются с истиной и заставляют ее вертеться во все стороны перед своими слушателями. Теперь требуют от юношества, чтобы оно училось много и притом не механически, но чтобы оно не читало книг и никак не смело думать, что для государства полезнее, если его граждане будут иметь седую голову вместо светлых пуговиц на мундире.
17.03.2016 в 15:24
|