"Кочубей".
А это был замечательный фильм о гражданской войне. И в нём сверкнуло такое вот лихое начало.
Поле. Тихо пробегает волной по травке ветерок. На небе ни облачка. В неоглядной голубой выси носятся стрижи. На земле стоят лошади под сёдлами и мирно пощипывают зелень. И рядышком с ними, лёжа и сидя, расположились люди с винтовками, и кто-то из них закинул ногу на ногу и дремлет, а кто-то лениво почёсывает себе бока. Стрекочут кузнечики, позвякивают стремена, люди балдеют, а вдалеке виднеется лесок, и от него веет каким-то напряжением. К лежебокам на поле не спеша подъезжают двое конников: один из них в белой черкеске с глазырями, в кожаных галифе и папахе, а второй — в солдатской шинели и фуражке. И тот, кто в черкеске, весело спрашивает у дремотной группы:
— А чего-то вы, хлопцы, тут делаете?
Из разомлевшей на траве двадцатки только один человек поднял голову и, глянув на незнакомцев, вяло промямлил:
— Дневуем.
— А с какой радости? — не отстал от раскисших на солнце лежебок любопытный товарищ.
И тут уж другой боец, что сидел на заднице, с неохотой ответил:
— А вон в том лесу беляки засели и не пропущают далее — вот такая тебе и радость.
— Да вас вон, сколько здесь, — засмеялся человек в черкеске. — Такие бравые ребята, и не можете совладать с какой-то засадой.
И всё тот же боец, что жаловался на беляков, негромко вставил:
— А двое таких же смелых, как вы, тоже засаду ту хотели проверить, и они теперь вон, в поле лежат, и их вороны клевать начали.
Конник в черкеске посмотрел в сторону леса и поинтересовался:
— Кто же по тем героям стрелял, вы разобрались?
И разговорившийся вояка с безразличием ответил:
— А шут их знает, нам отсель не видать.
И тут конный в черкеске вдруг сказал:
— А давай-ка я попробую поглядеть, что за бойкий противник засел в лесу за деревьями? Может, чего и узнаю.
— Вольному воля, — нехотя протянул сидящий собеседник и перевёл взгляд на отдыхающих товарищей.
А всадник в белом развернул своего коня и легко рысцой потрусил к выступающей впереди лесной опушке.
Все, кто остался в поле, повернули свои головы вслед удаляющемуся наезднику. А тот с тихого хода перешёл на рысь, вытянул в струну своего скакуна и, набирая скорость, понёсся дугой, намереваясь выскочить перед самым лесом. Бойцы, следившие за стремительным храбрецом, замерли в удивлении. А он полетел резвой стрелой вдоль деревьев, и оттуда по нему застучали винтовочные выстрелы. Один из выстрелов сбил скачущего смельчака с седла и опрокинул его на бок. Только тот не упал под копыта мчавшегося коня, а застрял в стременах, обвиснув мешком и задевая руками о землю. И лишь всадник опрокинулся на коне, за ним из лесочка выскочили три кавалериста и бросились вдогонку.
Бойцы в поле, наблюдавшие за выходкой весёлого гостя, заметили, что он тоже убит, и досадливо махнули руками — мол, вот и ещё один бедолага ни за что, ни про что окочурился. А всадник в черкеске вдруг неожиданно ожил и, вскинувшись на коня, выхватил наган и через плечо пальнул в своих преследователей. Один из кавалеристов тут же брякнулся наземь, а два других резко придержали бег своих лошадей. Всадник в белом тут же развернулся и поскакал навстречу неловким убийцам. А те повернули лошадей назад и дунули в спасительный лесочек. Но храбрец в черкеске выстрелил несколько раз по беглецам и одного из них свалил на скаку, а за вторым погнался дальше. Вояки, стоявшие в поле, проследили, как незнакомец ловко разделался с их врагами, мигом запрыгнули на лошадей и устремились ему на поддержку. Вояки ворвались в лес, а там уже перед конником в белом топчутся с поднятыми руками три бородача, и тот кавалерист, что выезжал в поле, валяется на траве с дыркой в спине.
С этой удалой сцены произошло знакомство группы разленившихся и деморализованных воинов со своим новым командиром, именуемым Кочубей. И вскоре неподъёмный когда-то отрядик разросся до полка и пошёл творить боевые чудеса, сражаясь с беляками. А в середине фильма показали то, как Кочубей раскрыл предательство своего начальника — красного командарма Сорокина и принял участие в его аресте и расстреле. Потом пронеслись большие и малые сражения с "белыми" частями, в которых геройствовал Кочубей, и сражения эти были и победными, и провальными. И в конце фильма уже самого Кочубея обвинили в измене революции и, как Соркина, схватили, приговорили к казни и убили.