Крупнейшей победой нашего о-ва в сезоне 1915 – 16 гг. был выпуск картины "Кабирия" ("Итала-фильм") по сценарию Габриэля Д'Аннунцио. Из Италии я получил 20 экземпляров позитива на сумму 100 тысяч рублей.
Таких дорогих расценок русский рынок еще не знал и об эксплоатации "Кабирии" по заведенному шаблону не могло быть и речи. Я пригласил всех театровладельцев, берущих у нас первый экран, и, рассказав им положение вещей, предложил принять "Кабирию" на процентных отношениях, причем подчеркнул, что при подобном исчислении стоимости проката, в случае неуспеха картины, часть убытка падет и на фирму.
После обсуждения, театровладельцы, во главе с Гехтманом и Брокшем, ответили на мое предложение категорическим отказом, мотивируя его нежеланием ставить свои кассы под контроль клиентуры. Бойкотируемую в Москве "Кабирию" пришлось поставить только в кинематографе "Пегас", принадлежащем акционерному о-ву.
Цены на места были удвоены. Картина сопровождалась симфоническим оркестром, как того требовала присланная с картиною партитура.
Картина представляла собой небывалое зрелище и по своим грандиозным масштабам, и по оригинальности сюжета, и по неведомым еще в кинематографии трюкам. Участие в картине силача Мациста дополняло общее впечатление. Мацист – молодой итальянский грузчик, взявший в 1913 г. на ежегодных состязаниях союза средиземноморских портовых рабочих первый приз, сделан был фирмою "Итала-фильм" мировой кинознаменитостью.
Несмотря на рекламу, первые сеансы прошли при неполном зале. Настроение дирекции о-ва, признаюсь, было не из важных.
Однако, весть о картине распространилась по городу с потрясающей быстротой. На следующий день, задолго до открытия театральной кассы, у кинематографа, уже стояла длинная очередь.
В дальнейшем пришлось открыть вторую кассу и продавать билеты на несколько дней вперед.
В прессе появилось много лестных отзывов об этой картине, самые ценные из них были те, которые рекомендовали "Кабирию", как научное пособие для молодежи, изучающей древнюю историю. Обращалось особое внимание на правдоподобную постановку некоторых сцен: "Гибель города при извержении вулкана", "Человеческие жертвоприношения в храме Молоха", "Переход войск Ганнибала на слонах через Альпы", "Сожжение Архимедом римского флота" и т. д.
Театр в течение месяца ежедневно, с добавочными сеансами, не мог вместить всех желающих посмотреть "Кабирию"...
Все это заставило московских киновладельцев "сменить гнев на милость", и они охотно пошли на условия, которые я им предлагал раньше.
Не только в Москве, но и по всей России, картина прошла с одинаковым успехом. Моя заочная покупка была вознаграждена всесторонне.