На фото: Кадр из фильма "Инвалиды духа" (1915). Режиссер П. И. Чардынин.
Весною 1915 г. прибавилось еще два фактора, способствовавших развитию русской кинопромышленности: во-первых, Италия объявила войну Германии, а, следовательно, еще один из крупнейших поставщиков картин на русский рынок выбыл из строя; во-вторых, Совет министров постановил "изъять из обращения все кинокартины немецкого происхождения", а их было не мало. Это постановление впоследствии плохо выполнялось. Немецкие картины демонстрировались на экранах под видом американских, голландских и т. д. В газете "Вечернее время" однажды появилась негодующая заметка о том, что в кинотеатрах показывают Берлин, под названием Нью-Йорк, а газета "Копейка", под заголовком: "Вот как околпачивают публику", приводила ряд примеров, как под видом французских, голландских, датских картин протаскиваются на экран картины наших "смертных врагов" – сиречь германцев...
Летом 1915 г. увеличилось количество кинопредпринимателей, стремившихся удовлетворить русскими картинами спрос на кинорынке. Многие служащие крупных кинофирм открывали мелкие предприятия, соблазненные перспективой быстрого обогащения.
Я потерял опытного сотрудника – Н. И. Кагана, заведующего прокатным отделом; он задумал начать собственное производство картин.
Будничные дела фирмы отвлекали от главного и основного события этих лет – от войны. Постепенно все входило в свою колею. Осенью 1915 г. уже никто не помышлял о быстром и победоносном окончании войны, а, наоборот, все устраивали дела свои применительно к военному времени, будто ему и конца не будет.
На кинорынке, охраняемом боевыми фронтами от проникновения чужеземных товаров, дела также начали входить в свою колею. Недостаток в пленке начал смягчаться. Контора "Кодак" начала получать небольшими партиями и негативную и позитивную пленку через Владивосток и через Данию, а готовые картины стали проникать разными путями, но преимущественно с юга – через Грецию и Румынию.