10 Автокарикатура В. А. Старевича (1913).
За 1911 – 1912 гг. фирма наша расцвела и окрепла. Огромные доходы от иностранного отдела позволяли строить фабрики, открывать новые отделения, но для работы в них требовались люди, кинокадры, а их тогда было очень мало.
Для коммерческой и административной работы подобрать работников было нетрудно. Но для художественных постановок людей не хватало. Приходилось доверять постановки случайным некультурным людям, так сказать, режиссерам "милостью божьей". Легче было найти операторов. Их можно было пригласить из-за границы – так было с Форестье и Мюллертом – или обучить операторскому искусству способного фотографа. (Разница между фото- и киносъемками в то время была не так уж разительна.) Но режиссеров приходилось выискивать всяческими способами. Режиссеры театров тогда еще гнушались киноработой и приходилось привлекать людей, проявивших себя чем-нибудь в области изящного вкуса и подающих какие-либо надежды, приходилось рисковать и временем и средствами.
Был у меня молодой, энергичный сотрудник Тодди. Он был журналист-газетчик и доставлял мне газетные вырезки по интересующим меня вопросам.
И вот из таких вырезок я узнал, что в г. Вильно некий Старевич три года подряд на рождественских маскарадных балах берет первые премии, причем во всех трех случаях костюмы сделаны были им самим из самых недорогих материалов: для первого конкурса из рогожи, для второго из пробок, а для третьего из ржаных колосьев. Это говорило уже кое о чем, и я поручил представителю нашей фирмы в г. Вильно навести оправки о Старевиче.
Мне вскоре сообщили, что Старевич Владислав Александрович, молодой чиновник казенной палаты (казначейства), служит на окладе от 30 до 40 рублей. Сообщили мне также и его адрес.
Я немедленно вступил со Старевичем в переписку, в результате которой он приехал в Москву для личных переговоров. Вскоре он переселился, вместе с семействами, к нам на фабрику. Это был разносторонне одаренный человек. Без всякой специальной подготовки он выучился фотографии и операторскому искусству, был талантливым художником-карикатуристом, мог делать миниатюрные макеты любых объектов. Большой его страстью было коллекционирование и препарирование бабочек и насекомых.
Первой его постановкой, сделанной по его же сценарию, была картина в 230 метров длиною, под названием "Прекрасная Люканида" или "Война рогачей с усачами", выпущенная в марте месяце 1912 г.
Картина заставила всех видевших ее не только восторгаться, но и задуматься над способами ее постановки, так как все роли в ней были исполнены жуками. Это был первый образец неизвестной еще тогда нм у нас в России, ни за границей объемной мультипликации. Снимались не рисунки, а миниатюрные фигурки – искусственные жуки, сделанные с восхитительным правдоподобием. Для каждого кадрика жукам надо было придать особое положение, а иногда даже и выражение.
Первый опыт Старевича в кинематографии был настолько удачен и сулил такие перспективы, что к занимаемой им квартире было пристроено: специальное ателье. Ему были созданы все условия для работы, и он, вероятно, не раскаивался в том, что оставил свою чиновничью карьеру.
Старевич был неутомим и плодовит. Его картины пользовались исключительным успехом по всей России. "Месть кинооператора", "Рождество обитателей леса", "Авиационная неделя насекомых" и особенно "Стрекоза и муравей" по басне Крылова обратили на себя внимание русской общественности. В картине "Стрекоза и муравей" была изображена постройка избенки на зиму трудолюбивым муравьем со всеми его плотническими работами, пьянство легкомысленной стрекозы, опустошающей припасенную ею бутылочку среди падающих листьев осеннего леса. Все это было изумительно и вызвало восторги и взрослых и детей. Наилучшим доказательством успеха является продажа "Муравья" и "Прекрасной Люканиды" не только на европейский, но даже и на американский рынок.
Успехи нашей фирмы разжигали конкуренцию. Особенно страстно боролась фирма "бр. Пате". В ответ на картины Старевича французская фирма сняла картину "Война зверей" с участием питомцев Вл. Дурова.
Наши научные картины тоже вызывали подражание.
Научным отделом нашего акционерного о-ва была выпущена в 1912 г. картина "Пьянство и его последствия". Она была поставлена под руководством заведующего работами научного отдела А. Л. Дворецкого при консультации и под наблюдением докторов медицины: Ф. А. Андреева, А. П. Коровина, В. Я. Капель, а также приват-доцентов Московского университета: П. Н. Бернштейна, Т. И. Вяземского и М. Н. Шатерникова.
В картине фигурировали жертвы алкоголя, снятые на Хитровом рынке. Узнав о выпуске "Пьянства", фирма "бр. Пате" в декабре 1912 г. выпустила картину на аналогичную тему, назвав ее "Пасынки судьбы", снятую на том же Хитровом рынке. В рекламе значилось, что в картине участвуют герои Максима Горького.