Autoren

1649
 

Aufzeichnungen

230785
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Aleksandr_Chekhov » Переписка Александра и Антона Чеховых - 211

Переписка Александра и Антона Чеховых - 211

14.10.1888
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

 -211-

Александр
 

14 октября 1888, Петербург


 
 

Гейним.

Поздравляю тебя с благоволением Академии наук[1]. Часть этого благоволения и пятисот р. премии принадлежит также и мне, потому что меня очень часто принимали за тебя, и теперь принимают, и многие твои сочинения приписывают мне. Поэтому я вправе попросить "на чаек с твоей милости".

Был сегодня в редакции Щеглов-Леонтьев. В восторге от тебя, твоей способности успокоивать его щеглиные нервы, в восторге от патриархальности нашей семьи и т.д. В разговоре со мною он между прочим сказал, что ты поручил ему подвигнуть "Северный вестник" к скорейшей высылке тебе денег. Из его тона я умозаключил, что ты не очень при деньгах, и потому поспешаю выслать тебе сто р. в счет 1-го издания "Сумерек". Там тебе причитаются за это же издание еще рубли.

Если я оказал тебе этим медвежью услугу -- не сердись. Побуждение было доброе.

"Рассказов" в провинции по настоящее число октября продано 250; сколько продано в обеих столицах -- еще не подсчитано. По отзыву Зандрока, "Рассказы" идут хорошо.

О ходе 2-го издания "Сумерек" сведений мне пока не дали никаких и ограничились кратким: "Ничего, идут".

Дети здоровы в общем; едят и спят хорошо. По-прежнему послушны, милы и радуют меня. У Антона болит глаз. Лечится амбулаторно в глазной лечебнице.

Выдержал у Суворина вполне заслуженную и подавляющую всепрощением встрепку за поклонение Бахусу[2]. Повесил было нос, но теперь снова наладилось, и старичина снова ласков со мною.

Поручил старичина мне и Эльпе составить книгу рецептов -- как лудить самовары, чистить кострюли, выводить блох и составлять ваксу. Если тебе попадутся на глаза какие-нибудь подобные рецептурные издания, то сообщи мне.

Я тоже здравствую и после встрепки снова не пью.

Антон начинает прелестно говорить, но Николай нем как рыба и, видимо, страдает от того, что не может выговорить так чисто, как Антон. Жаль смотреть, как он ворочает языком, силится сказать вслед за Антоном и не может.

Жму твою руку. Родичам поклон.

Пиши.


 

Твой А.Чехов.





[1] 10 октября 1888 г. Чехов сообщал Суворину: "Известие о премии имело ошеломляющее действие. Оно пронеслось по моей квартире и по Москве, как грозный гром бессмертного Зевеса. Я все эти дни хожу, как влюбленный; мать и отец несут ужасную чепуху и несказанно рады, сестра, стерегущая нашу репутацию со строгостью и мелочностью придворной дамы, честолюбивая и нервная, ходит к подругам и всюду трезвонит. Жан Щеглов толкует о литературных яго и о пятистах врагах, каких я приобрету за 500 руб. /.../ Газетные беллетристы второго и третьего сорта должны воздвигнуть мне памятник или по крайней мере поднести серебряный портсигар; я проложил для них дорогу в толстые журналы, к лаврам и к сердцам порядочных людей. Пока это моя единственная заслуга, все же, что я написал и за что мне дали премию, не проживет в памяти людей и десяти лет" (П, т.3, с.23).

Митрофан Егорович Чехов писал племяннику 25 ноября 1888 г.: "Если посторонние лица со всех концов России шлют тебе приветствия и телеграммы по случаю присужденной тебе премии за твой выдающийся талант, то тем более лежит на нас священная обязанность засвидетельствовать нашу радость и поздравление тебе, дорогой наш племянник, честь и слава нашего рода и фамилии! /.../ Я вспомнил твое детство и любовь, питаемую к тебе дедушкой, тетей и в особенности мной. Какой ты был хороший, милый, уважительный ребенок, мальчик, отрок, юноша, и вот какую тебе Господь уготовил будущность. /.../ Какая радость твоей благородной, беспримерной и терпеливой мамаше за такого сына, а кто выразит восторг твоего честного, благочестивого отца! Теперь он достиг духовного покоя" (ТиЧ, с.422).

 

[2] В письме Суворину от 10 октября 1888 г. Чехов жаловался: "Что мне делать с братом? Горе да и только. В трезвом состоянии он умен, робок, правдив и мягок, в пьяном же -- невыносим. Выпив 2-3 рюмки, он возбуждается в высшей степени и начинает врать. Письмо написано им из страстного желания сказать, написать или совершить какую-нибудь безвредную, но эффектную ложь. До галлюцинаций он еще не доходил, потому что пьет сравнительно немного. Я по его письмам умею узнавать, когда он трезв и когда пьян: одни письма глубоко порядочны и искренни, другие лживы от начала до конца. Он страдает запоем -- несомненно. Что такое запой? Этот психоз такой же, как морфинизм, онанизм, нимфомания и проч. Чаще всего запой переходит в наследство от отца или матери, от деда и бабушки. Но у нас в роду нет пьяниц. Дед и отец иногда напивались с гостями шибко, но это не мешало им благовременно приниматься за дело или просыпаться к заутрене. Вино делало их благодушными и остроумными; оно веселило сердце и возбуждало ум. Я и мой брат-учитель никогда не пьем solo, не знаем толку в винах, можем пить сколько угодно, но просыпаться с здоровой головой /.../ Между тем Александр и художник сходят с ума от 2-3 рюмок и временами жаждут выпить... В кого они уродились, Бог их знает. Мне известно только, что Александр не пьет зря, а напивается, когда бывает несчастлив или обескуражен чем-нибудь. Я не знаю его адреса. Если Вас не затруднит, то, пожалуйста, пришлите его домашний адрес. Я напишу ему политично-ругательно-нежное письмо. На него мои письма действуют..." (П, т.3, с.24-25)

 

31.05.2025 в 22:03


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2026, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame