Глава - 7
На фото: Студент 2 курса
***
Конкурс у нас был небольшой, а после первого экзамена – физики, многие отсеялись. Очень боялся за сочинение. Но тут, как всегда, моя покровительница пришла на помощь. Она узнала темы, ушла в одну из аудиторий, написала текст. Договорились, что я выйду и заберу готовое сочинение. Но произошла осечка – я её не нашёл. Дважды выходить не разрешалось, поэтому вышел мой сосед. Он-то и принёс работу.
Тема звучала так: «Победа в космосе – триумф коммунизма». Что-то мне не понравилось в тексте, и я решил вставить своё. В результате получил трояк. Не исправлял бы, точно четвёрка была. Но даже с тройкой я был зачислен. Физику и математику сдал хорошо.
Кстати сказать, не одному мне писали сочинение-шпаргалку. Валя рассказывала, как в той аудитории две девушки аккуратно переписывали работу из сборника «Лучшие сочинения городских школьников» своему неграмотному, как я, другу. А с этим самым другом мы потом и проучились все четыре года.
Вале не повезло. Конкурс был огромный – одиннадцать человек на место. Не добрала она всего один балл. Конечно, мы сильно переживали, но что делать. Ныне известная швейная фабрика «Зангари» тогда только-только открывала свои первые цеха, и Валя устроилась на работу ученицей швеи-мотористки. Через год поступила на заочное отделение, где и проучилась до самого окончания. Была возможность перевестись на дневное, но она не согласилась. Кому-то надо было содержать семью. Мой перевод на заочное отделение значил только одно – армия.
Так и не пришлось Вале в полной мере ощутить, что такое – студенческие годы. Правда, мои друзья её приняли, и на все наши вечера мы ходили вместе. Но меня долгие годы мучила совесть, что многие тяготы семейной жизни пришлось взвалить на плечи молодой жены.
Вот и первый неожиданный поворот судьбы. Мечтал стать инженером, а стал учителем.
***
Группа у нас сложилась дружная. Парни, в основном, были сельские, надёжные, а девчата – городские. Забегая вперёд, скажу, что многие сокурсники стали позднее директорами школ, заведующими РОНО, возглавили совхозы и колхозы, за свою педагогическую работу получали гранты. С нами учился будущий мэр Ижевска Толя Салтыков.
В 1995 году мы встретились, чтобы отметить двадцатипятилетие окончания пединститута. Сколько же было воспоминаний, случаев из студенческой жизни, шуток и розыгрышей. Когда рассказывали о себе, звучало: «работаю директором школы», «я – завуч средней школы», «возглавляю передовой совхоз», «работаю в министерстве народного образования», «я – заведующий Роно»… Было приятно осознавать, что мои сокурсники многого достигли в свои неполные пятьдесят лет. Я в ту пору возглавлял район.
В общежитии мне предоставили место в комнате на четверых. Ребята все сельские, сошлись быстро, никаких проблем не возникало.
Учиться пришлось в полную силу, так как предметы математического цикла составляли основу учебного плана. Один матанализ чего стоил. Матанализ – это математический анализ – достался мне потом и кровью. По какой-то причине не сошёлся с преподавателем. Но друзья выручали. В чём-то я им помогал.
Первое время стеснялся сказать своим друзьям, что Валя - моя подруга. Представил её своей сестрой. Она приходила к нам в общежитие, иногда готовила что-нибудь поесть. Позднее парни не раз вспоминали, как из общего блюда ели суп, или макароны, приготовленные моей «сестрёнкой». Действительно, лишней посуды не было, суп наливали в большое блюдо, в котором чистили картошку, все садились за один стол и ели «общаком».