Проснувшись, я твердо решил не покупать пряников. Лучше купить на эти деньги бабки. О, их дали бы много, пожалуй, ни у одного мальчишки столько не было! Но, подумав, я отказался и от этого, а пошел в книжную лавку и купил несколько книжечек по механике.
    В одной из них рассказывалось о русском изобретателе Ползунове, о том, как он, бедный солдатский сын, изобрел первую в мире паровую машину.
    Я спросил отца, правда ли это.
 
    - Это правда!  - сказал отец.  - Но к изобретению Ползунова власти отнеслись, как к забаве, и не подумали его применить для дела.
    Отец знал о Ползунове больше, чем вычитал я. Он рассказал о том, что Ползунов был не только способным изобретателем, но и сильным, мужественным человеком. Он перенес много лишений и невзгод, прежде чем осуществил свое изобретение.
 
    - А почему Ползунову мешали работать?  - спросил я.
 
    - Очень тяжело простому мастеровому выйти на широкую дорогу. Сделает он что-нибудь ценное - в лучшем случае у него купят это за гроши богатеи, да и выдадут за свое. А потом огромные деньги наживут. Помнишь, что дед про Москвина рассказывал. Его ружье будто бы купил один немец, работавший у нас, и продал французам за громадные деньги, а те еще больше нажили, продав его под видом иноземного нашему же государю. Вот как бывает.
 
    - И с Ползуновым вроде этого получилось,  - продолжал отец,  - паровую машину он первый изобрел, а все считают изобретателем ее англичанина Уатта. Потому что цари и их слуги не верят в таланты простых людей, а верят иноземцам. А те больше бахвалятся, чем делают. Есть и у нас на заводе такие люди. Видел я, как они работают,  - одни слезы!
 
    - Что ж, так и не нужно ничего изобретать простому человеку?  - спросил я.
 
 
    - Не всегда же так будет,  - ответил отец.  - Ты пока учись. А там, может быть, другие времена придут.