01.09.1990 Москва, Московская, Россия
Ельцин против Горбачева
Первый съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 89-го года. Его заседания в прямом эфире показывало телевидение. Начался съезд с бессмысленной многочасовой дискуссии по регламенту, навязанной Межрегиональной группой. Спор шел о том, начинать ли с выбора Председателя Верховного Совета — очевидно, что Горбачева, — как это предлагали организаторы съезда, или начинать с его доклада о ходе перестройки и прений по нему, как во имя демократии настаивали «межрегионалы». Затянувшаяся дискуссия создала явно враждебное настроение провинциального большинства депутатов по отношению к москвичам. Спор, наконец, закончился убедительным голосованием в пользу первого варианта. Кроме Горбачева, кто-то выдвинул и Ельцина. Борис Николаевич заявил самоотвод, не преминув добавить, что делает это не по своей воле, а по предписанию ЦК. Тем самым дал понять, что считает себя не менее достойным высшего поста в государстве, чем Горбачев.
Выборы Верховного Совета производились следующим образом. Все республики и Москва отдельно (как 16-й субъект Федерации) получили некие квоты представительства в обеих палатах ВС. На собраниях своих делегаций они составили списки кандидатов. Таким образом, получилось два раза по 16 списков, которые вручались каждому депутату для тайного голосования. Все, кроме Москвы, внесли в свои списки ровно столько фамилий, сколько им разрешено было квотой. Это означало, что выборы производились фактически на уровне республиканских делегаций. Москвичи опять сочли такой подход недемократическим. Для избрания в Совет Союза они при квоте в 29 мест внесли в свой список 55 кандидатур. Так что отбор в этом списке шел по большинству голосов при тайном голосовании. Естественно, что неизбранными оказались наиболее активные из московских радикалов, которых большинство настроенных против Москвы депутатов заметило во время дискуссии по регламенту. Для выбора в Совет Национальностей москвичи при квоте в 11 мест предложили 12 кандидатов. И были наказаны — неизбранным оказался Ельцин. Но на следующий день Казанник — один из депутатов, избранных от Сибири, уступил свое место Ельцину. Это было незаконно. Ельцин при голосовании собрал меньше 50 % голосов. Таким образом, съезд выразил ему свое недоверие. Горбачев, как председатель, должен был воспротивиться включению Ельцина в состав Верховного Совета «по обмену». Он этого не сделал, чтобы остановить нараставшее было в Москве возмущение...
Этапы единоборства двух лидеров подробно описаны мною в книге «Интеллигенция и власть». Здесь я ограничусь лишь упоминанием большинства из них. Но на событиях, которые имели далеко идущие последствия остановлюсь подробнее.
4 марта 90-го года проведены выборы депутатов Съезда НД Российской Федерации (РФ). Ельцин был выбран и на этот съезд.
12 марта 90-го года на чрезвычайном съезде НД СССР Горбачев был избран Президентом СССР, набрав при безальтернативных выборах всего 60 %.
Конец мая 90-го года. На первом съезде НД РФ выяснилось, что популярность Ельцина в общероссийском масштабе далеко не такая, как у москвичей. При выборах Председателя ВС РФ ему удалось одержать победу над своими конкурентами лишь в третьем туре с преимуществом всего в 10 голосов при 1060 голосовавших. Зато предложенное им в конце съезда объявление суверенитета России получило единодушное одобрение. Оно и понятно: в суверенной России провинциальная элита, составлявшая оппозицию Ельцину, могла рассчитывать на повышение своего статуса. Хотя принятое решение не имело смысла! Суверенитет какого-то государства означает защиту его независимости от других государства. От кого защищали независимость России депутаты съезда? От Украины, Казахстана или других республик? Реальная ситуация была обратной. Все остальные союзные республики, во всяком случае в плане экономическом, зависели от России. Осмелюсь предположить, что, предлагая закон о суверенитете, Ельцин вполне сознательно делал первый шаг к стимулированию будущего распада СССР. Ведь примеру России неизбежно должны были последовать остальные республики. Находясь в составе одного союза с Россией, под властью одного правительства и Президента — главнокомандующего общими вооруженными силами, республики могли себя чувствовать в безопасности. Но суверенная Росси неизбежно создаст свою армию, и слабые соседи могут оказаться жертвами ее экспансии. Ельцин уже упомянул о необходимости пересмотра границ с тем, чтобы вернуть в Россию прилегающие к ней районы, населенные преимущественно русскими. Суверенитет малых республик давал им право на самозащиту в политическом, а может быть, и военном плане.
Для Ельцина же распад Союза ССР означал победу над Горбачевым, поскольку за этим распадом автоматически следовала ликвидация поста общесоюзного Президента. В своей программе, представленной на выборах съезда НД РФ, Ельцин заявил, что вся земля, недра, заводы и их продукция, все плоды сельскохозяйственного труда на территории России принадлежат только России. Она будет торговать ими с другими республиками и иностранными государствами сама, без посредничества союзного правительства. Между тем, кроме природных ресурсов, торговать было нечем. Российские заводы после прекращения правительственной опеки и разрыва экономических связей резко снижали производство своей продукции. Необходимо было в первую очередь наладить производственную информацию и оптовую торговлю. Согласно мировому опыту, для этой цели надо было создавать промышленные товарные биржи. Российское правительство не уделило этому никакого внимания.
07.07.2023 в 17:16
|