Autoren

1465
 

Aufzeichnungen

200950
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Aleksandr_Smirnov » Наши друзья и их семьи - 3

Наши друзья и их семьи - 3

20.02.2011
Дзержинский, Московская, Россия

 10.3 Семья Анатолия К.

 

 Моя первая личная встреча Анатолием состоялась в 1962 году, хотя случайные встречи могли произойти значительно раньше. Дело в том, что он учился в том же институте, что и я, в МАИ. только двумя годами позже, он также жил в общежитии. Анатолий родился 31 мая 1934 года в городе Серпухов, в Подмосковье. На наше предприятие он оформился в 1959 году и начал работать в лаборатории автоматизации, в которой ранее работал и я. В нашу лабораторию, под моё начало он перешёл, уже отработав 3 года на предприятии. До этого он успел обзавестись семьёй, выбрав в жёны свою землячку, миниатюрную и милейшую Юлию. Им выделили комнату по улице Советской. В их семье родилась сначала дочь Ирина, значительно позднее – вторая, Наташа. Юлия до увольнения с предприятия работала помощницей секретаря Учёного совета предприятия. Анатолий быстро освоил вверенное ему оборудование ЭВМ, с ним у меня сложились нормальные рабочие отношения, а позже и дружеские, он провёл серьёзную и оригинальную модернизацию накопителей на магнитных дисках, я помогал ему в этой работе. Анатолий просто поразил меня своими способностями. Во-первых, он отлично играл в шахматы, причём обыгрывал всех сотрудников, умеющих играть, в том числе и меня, не глядя на доску. Это выглядело просто феноменально и говорило о сильно развитой памяти, особенно зрительной. Он легко запомнил и безошибочно перечислил сложное имя короля Непала, состоящее из 50 разных имён! Во-вторых, он был и сейчас является отличным рассказчиком. Ну а в-третьих, у него получаются замечательные, по моему мнению, стихи.

 

 Анатолий проработал на предприятии лет 8, затем перешёл работать на нефтеперегонный завод в Капотне, откуда перевёлся в Министерство нефтехимии. Проработав несколько лет в этом ведомстве, и обзаведясь некоторыми связями, он переводом оформился в Госплан СССР, в котором он проработал вплоть до его ликвидации. Как-то Анатолий рассказал мне о забавном разговоре со своим знакомым, работавшим в секретном отделе. Толя спросил его, есть ли в его личном деле что-нибудь такое, о чём он не знает. Тот сказал, что конечно, кое-что есть, в частности, в деле имеется запись о том, что Анатолий во время работы на нашем предприятии брал домой радиодетали. Скажу откровенно, что это делали практически все сотрудники, когда дома выходил из строя телевизор, считалось незазорным взять на работе радиолампу, это, конечно носило эпизодический характер и по необходимости. Но запись говорила о том, что рядом с нами был так называемый сексот, то есть секретный сотрудник, который доносил о наших нарушениях. Потом мне сообщили его имя, для меня оно оказалось неожиданным.

 

 Другое повествование Анатолия было связано с его встречей с очень интересным человеком, бывшим лётчиком Н., которому было присвоено звание героя Югославии за спасение Тито в 1941 году. Тогда он вывез руководителя партизан с окружённого немцами острова. Когда Толя попросил Н. рассказать об этом подвиге, тот сказал, что особенно интересного тогда не произошло, а вот история с получением им ордена Красной звезды действительно очень интересна. Он поведал следующее. Н. служил лётчиком в 1942 году в Сталинграде. Его вызвали в штаб армии, где командующий Чуйков и его заместитель Еременко вручили ему пакет с поручением передать его лично Сталину, а в случае опасности непременно уничтожить пакет. Их не интересовало, как он сможет взлететь. Взлётная полоса была очень короткой. Для взлёта лётчики применили такой приём. Они привязали к самолёту тяжёлое бревно, разогнали самолёт, затем обрубили канат. Освобождённый от груза самолёт сразу взлетел. В подмосковном аэропорту его встретили сотрудники КГБ и доставили в Кремль, провели в приёмную Сталина. Его секретарь Поскрёбышев предложил отдать ему пакет, сказав, что Иосиф Виссарионович занят. Н. отказался, ссылаясь на приказ передать пакет лично Сталину.

 

 Спустя 2 часа из боковой двери вышел Сталин, взял пакет, отложил его и стал интересоваться обстановкой в Сталинграде, настроением войск. Затем сказал, чтобы через 2 дня он снова пришёл в Кремль. Н. поселили в гостинице «Москва». Через 2 дня его снова принял Сталин, и беседа их продолжилась. По просьбе Сталина Н. рассказал, как ему удалось вылететь из осаждённого города. Сталин предложил выпить вино «Хванчкара». Когда Н. замешкался, Сталин быстро смекнул, в чём дело, налил коньяка и предложил закусить. Закуска была скромной. После этого Сталин достал из ящика стола орден Красной звезды и собственноручно прикрепил его к кителю. Затем его доставили на аэродром. Впоследствии Н. узнал, что в пакете находился план командования Сталинградским фронтом по окружению немецкой группировки.

 

 Мы часто переговаривались с Анатолием по телефону, иногда встречались то у нас, то у них в Королёве. Он косвенно очень помог мне в карьерном росте на предприятии, порекомендовав меня на работу в Госплан на достаточно престижную должность. Все перипетии этого несостоявшегося перевода мною описаны в другой главе моих воспоминаний. Кончилось это тем, что наш директор не согласился на мой перевод в Госплан и пообещал продвижение по службе и улучшение жилищных условий. Свои обещания он выполнил как в части должности, так и с выделением новой квартиры.

 

 Во время работы в Госплане с Анатолием произошёл драматический случай. Он был направлен в командировку в Югославию. При подъезде к пограничной станции Чоп в купе явились серьёзные ребята, уточнили его данные и потребовали вернуться в Москву. Причину задержания они не объяснили. Он мне рассказывал: «Саша, я понимал, чем это грозит, не спал всю ночь и подробно анализировал всю свою жизнь, чтобы догадаться, в чём и когда я провинился. Определённой причины я не придумал». А причина оказалась банальной: его обвинили в нарушении правил выезда за границу, поскольку он якобы не прошёл инструктаж, как государственный чиновник, в ЦК КПСС. Однако инструктаж он проходил и доказал это. В знак протеста он решил в командировку не ехать. Его мудрый начальник так отговаривал его от этого опрометчивого шага: « Анатолий, Вы должны обязательно поехать. Скоро забудется, что командировка сорвалась не по Вашей вине, а в Вашем деле останется запись, что командировка прервана, что может в дальнейшем может повредить Вам». Анатолий согласился с этими доводами и выехал снова. А в Югославии он снова попал в ЧП, бросившись с кулаками на американца, когда тот стал издевательски высказываться о нашей стране. Их быстро разняли и уговорили взаимно извиниться. Вскоре после поездки его повысили в должности, он был прикреплён к кремлёвскому снабжению.

 

 Будучи в зрелом возрасте Анатолий начал сочинять патриотические и лирические стихи, которые мне чрезвычайно нравились, а многие лирические стихи, по моему мнению, напоминали лучшие стихотворения Сергея Есенина. Он читал их мне и при личных встречах, и по телефону. Я уговаривал его издать сборник стихов и после долгих уговоров он это сделал, включив в сборник только лучшие из них. Поскольку Анатолий какое-то время работал на нашем предприятии, я с его разрешения представил 5 избранных стихотворений на конкурс, посвящённый 60-летию предприятия. Его стихи в конкурсе на лучшие поэтические произведения заняли призовое место, и он получил приличную премию. После ликвидации Госплана, уже в пенсионном возрасте, Анатолий перешёл на работу заместителем главного редактора экономической газеты, опубликовав несколько своих острых статей. По поводу одной из них ведущий знаменитой программы «Итоги» Евгений Киселёв однажды в прямом эфире вступил с ним в заочную полемику.

 

 Анатолий с женой приобрели в одной из деревень Тверской области дом с участком земли, дом перестроили, и каждое лето с весны до осени стали проводить на даче. И здесь Анатолий проявил себя, как толковый сельский житель, вызывая удивление и зависть селян. Он внедрил на участке новую систему обустройства огорода: в землю на глубине закапываются брёвна, которые при гниении выделяют тепло, в результате растения, овощи быстрее созревают и дают больший урожай. Их дочь Ирина с мужем Олегом, краснодеревщиком по специальности, и сыном Ярославом много лет назад уехали на заработки в Португалию, муж там вскоре заболел и скончался. Похоронив мужа в Москве, Ирина вышла замуж за португальского бизнесмена, владельца мебельной фабрики, где они раньше работали, и осталась там жить с сыном. Вторая дочь, Наталья с мужем и дочерью живёт в Москве. Подводя итог, хочу сказать, что между нашими семьями давно установились тёплые, дружеские отношения, мы неоднократно бывали у них, а они у нас. На протяжении всей жизни я часто встречался с Толей, беседы с ним всегда были интересными, содержательными, и до сих пор я иногда слушаю по телефону его стихи, которые мне очень по душе. В последние годы мы редко общаемся, значительно чаще - по телефону.

01.05.2023 в 23:29


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame