Рассказы о школе. Подруги. Ч. 3. 1
КСЕНИЯ ДИКМАННИКОВА
7 января 2019 года я разместила во ВКонтакте, в группе «БУГРЫ-НОВОСИБИРСК- БУГРИНСКИЙ ЛЕС» фотографию, сделанную на новогоднем утреннике в школе № 63, из архива моей мамы, А.Л. Мешковой.
У новогодней ёлки стоит Александра Леонидовна Мешкова, рядом с ней - Ксения Константиновна Дикманникова, а впереди – ученики из её начального класса. Вероятно, фото сделано накануне Нового 1954 года, в последних числах декабря 1953 года. Подумала: вдруг кто-то узнает себя в одном из этих учеников, спустя 65(!) лет?
И вот удача: откликнулся «мальчик» в центре фото, Виктор Чернышев. Вот что он написал: «Да, это школа № 63! Мой класс! Я в центре во 2-м ряду! Классный руководитель - Ксения Константиновна Дикманникова! Добрейшей души человек и УЧИТЕЛЬ! До сих пор вспоминаю! Жаль, что остальных не помню!»
***
У Ксении и Александры было много общего: почти ровесницы (Ксения на год старше), незамужние, обе - учительницы начальных классов, работали в одной школе. Наверное, находилось много общих тем для разговоров. Но душевная склонность и притяжение человека к человеку не зависит от похожести внешней. Всего два учебных года они проработали в одной школе. Ксения пришла в школу в 1952 году, а в 1954 году Александра вышла замуж и уехала в другой город. Ксения осталась жить и работать в Буграх.
Но дружеское общение продолжалось ещё долгие годы: сначала письма, потом редкие телефонные звонки по межгороду. Помню, что в записной книжке мамы был записан номер телефона Ксении.
Были и личные встречи: пока живы были родители Александры, она приезжала в Новосибирск ежегодно (кроме нескольких первых лет, когда дети – я и сестра - были слишком малы для поездок, а оставить нас было не с кем). Наверное, пока Ксения жила в Буграх, они хоть редко, но встречались.
А жила она со своей матерью в маленькой комнатке в одном из «учительских» домов. Были такие дома в Буграх – двухэтажные, деревянные - бывшие купеческие: в бывшем доме купца Черепанова на 2-м этаже жила семья Георгия Ивановича Юдина, на первом – в маленькой комнатке – учительница немецкого языка Анна Александровна Добровольская, педагогический талант которой, в своё время, повлиял на выбор специальности двух подруг-одноклассниц Тамары Макаровой и Шуры Мешковой.
По словам мамы, Ксения жила в другом доме, который называли «колхозным».
Школу в Буграх закрыли в 1964-м году, но когда Ксения Константиновна переехала в город, я не знаю. Она продолжала работать учительницей в одной из школ города.
Мама вспоминала только одну «городскую» встречу с Ксенией, когда у той появилась однокомнатная квартира в Больничном городке, и она пригласила подругу в гости. Я тоже была вместе с мамой у Ксении Константиновны, но подробностей той встречи не запомнила, было это в конце 1960-х гг.
О том, что у мамы есть подруга Ксения, я знала с детства. Но только через много лет, уже в постсоветское время, узнала, что Ксения из семьи репрессированных, что, будучи ребёнком, на поселении в нарымской ссылке, перенесла и смерть близких, и унижения, и холод, и голод, и предательство.
Думаю, что Ксения рассказывала о своей прошлой жизни очень немного. Даже после смерти «отца народов» в сознании большинства населения продолжал жить страх, и до полной реабилитации должно было пройти немало лет.
Испытания, выпавшие на долю Ксении Константиновны, не ожесточили её, напротив, её душевная щедрость в сочетании с сильным характером привлекали и детей, и взрослых. Наверное, Александра тоже попала под обаяние её личности.
Ксения не выходила замуж, своих детей у неё не было. Всю нерастраченную материнскую любовь она отдала семье своего брата.