Глава 70
Молодые педагоги в общей мусорно-пылевой атмосфере рукотворной разрухи устроили нечто вроде шабаша нечистых сил. Неизвестно откуда появилась скачущая и хихикающая кикимора в немыслимой юбке, ведьма, качающаяся на оборванных проводах. Всеобщие хохот и вакханалия происходили под грохот и треск падающей штукатурки, скрежет работающих в руках мужчин гвоздодера, топора, совковой лопаты.
В будущем концертном зале царил дух творческого созидания, устраняя из изначально учебных помещений хаос, пребывавший в них и в годы войны в виде немецкого госпиталя, и в виде временного жилья рабочих завода.
Во дворе напротив окон здания ещё стояли в ряд сараи бывших жильцов. Ещё на многих из них висели замки. Объявленная два года назад просьба убрать сараи результата не давала. Со временем их просто бросали. Как только снимался замок с очередного сарая, местные жители разбирали их на дрова. На месте сараев была большая свалка, которую тоже нужно было разбирать собственными силами. Это мы сделали через год, в июне 1998 года.
12 июля 1997 года г. Любань отмечал 500-летие селения Любань и восьмидесятилетие со дня присвоения ему статуса города. Праздник был большим и красочным. Был выстроен подиум – сцена у входа в ДК. Нарядно оформлен был фасад Дома культуры. Играл духовой оркестр.
Своеобразно была выстроена программа концерта, в котором театрально разворачивалась пятисотлетняя история селения Любань, в 1917 году ставшего городом. Лучшие самодеятельные номера со всего района были собраны в один роскошный букет. На празднике присутствовала почти вся администрация района.
На площади перед ДК, правую её сторону украшали пятнадцать больших планшетов с работами учащихся художественного отделения школы искусств и их преподавателей – Коротковой О.П. и Левкина А.А. На сцене были разыграны сценки с регистрацией молодоженов и новорожденного. Был и запуск разноцветных шаров в небо, звучал и взмывал в вечерние сумерки, переливаясь разноцветьем, салют - апофеоз торжества и радости жителей и гостей города. Организатором всего праздничного шоу был глава Любанской администрации Шупер В.И.
С каждым годом выделяемый на школы бюджет снижался все более и более. Денег, кроме средств на заработную плату и обслуживание здания, не было ни на что. В ОКСе мне было предложено продолжать искать деньги на реконструкцию. Мною были направлены письма в районную администрацию, губернатору Ленинградской области Густову В.А. и вице-губернатору Соколову Ю.В. с просьбой о выделении средств на реконструкцию здания Любанской школы искусств.
В конверты с письмами я вкладывала цветные фотографии внешнего и внутреннего состояния здания, убеждая в необходимости срочной реконструкции со всех точек зрения: недостаток помещений в школе, антисанитария в связи с теснотой и неотапливаемом подъездом, накапливающаяся антисанитария и криминогенная обстановка в прилегающих к ДШИ пустующих частях здания, угроза потери здания от разрушений.
Первые восемьдесят миллионов мы получили от областного правительства ко дню 80-летия города Любани благодаря активному содействию вице-губернатора Соколова Ю.В. Реконструкция началась месяцем позже. Перед началом строительных работ втечение лета с помощью спонсоров мы поставили решетки по всему периметру нашей половины здания.
Первым было демонтировано перекрытие между этажами. Между поперечными балками перекрытия в целях звукоизоляции в «доисторическое» время был уложен грунт со шлаком. Без него балки слегка прогибались и мелко раскачивались под тяжестью любого становившегося на них.
Тревога и сомнение легли на душу. Зал рассчитан на 150 мест. Как будут вести себя балки при единовременной нагрузке? Советуюсь со всеми сведущими в этом деле строителями. Решили наряду со старыми балками через каждые два метра устроить металлический швеллер – 30.
В конце месяца бригадир выписывает рабочий наряд с дополнительными работами по укреплению перекрытия между этажами, но ОКС его не принимает. Более того, приостанавливает строительные работы в связи с превышением сметы расходов, проведением работ, не предусмотренных Договором. Снова письма, жалобы, визиты в администрацию. Состоялся «ученый совет» при главе администрации района с участием всех заинтересованных сторон.
Примечательно, что ОКС заинтересованной стороной назвать было нельзя, так как настолько редко представительствовал на стройплощадке, что вряд ли порой знал об истинном положении дел. Через три месяца стройку снова продолжают. Снова ищу деньги на продолжение реконструкции. Обращаюсь, с согласия Хабарова И.Ф., к Сысуеву, чиновнику федерального уровня, появляющемуся в общеобразовательной школе п. Сельцо. Вручаю ему письмо.
В начале июля в Чудской Бор приезжает на презентацию административно-культурного комплекса председатель Государственной Думы Селезнев Г.Н., под патронажем которого велось это строительство. ДШИ выступает в концерте в честь этого события. Пою в нем и я. Во время исполнения чувствую, что разговор между главами администраций района, г. Любани и гостем идет о нас. После концерта обращаюсь к Г.Н. Селезневу с просьбой, вкратце объясняю ситуацию и вручаю письмо. Геннадий Николаевич обещал посодействовать.
В течение зимы 1997-98 годов были устроены новые кирпичные перегородки между классами и почти завершены штукатурные работы на первом этаже. Чтобы не замерзал раствор, топили буржуйки. Нужно было думать об устройстве отопительной системы. Проекта на неё не было, и вопрос необходимо было поднимать. НеоТЕКСом были составлены проект и смета. Очередная конфликтная ситуация между строителями и ОКСом, к которому постепенно пришло недоверие к этой строительной организации.
Реконструкция сопровождалась постоянными спорами, нигилизмом со стороны ОКСа. Меня обвинили в том, что я нашла эту организацию. Мне ОКС предложил найти СМУ, согласное работать в долг, - я это сделала, к тому же, к моменту подписания Договора по нашему объекту ОКС с НеоТЕКСом уже два года работал на площадке Любанской больницы.
Заглядывая на год-полтора вперед, нужно было уже сейчас что-то делать в отношении будущих интерьеров школы. Имея ввиду постоянный финансовый дефицит в районе, можно было предполагать решение этого вопроса в течение 8 - 10 лет. Нужны были шкафы, стулья, столы, парты, банкетки, пианино и другое. Выделенные в районе на нашу школу взаимозачетами сто миллионов были для нас тем резервом, который мог быть погашен ЛЛДОКом предоставлением нам той самой мебели.
В начале 1998 года мне поступил тревожный сигнал, что эти взаимозачеты стали «таять», и мне порекомендовали поторопиться с их «материализацией». В течение весны и лета 1998 года вся мебель на ЛЛДОКе была заказана и вывезена. Ею были заполнены и без того тесные все классы и коридоры школы. Нужны были еще карнизы, большое количество гардинного полотна на окна и еще много мелочей.