03.02.2010 Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Семейные предания. Сухачевы
Я мало знаю историю рода Сухачевых – папа умер, когда я училась в 10 классе, рассказов его или не было совсем или память ничего не удержала.
Это уже не дворянская, а рабоче–крестьянская линия. Возможно, до Ленинграда Сухачевы жили где-то на границе с Финляндией. Судя по моему брату – точность, четкость, беспредельная аккуратность в деле – в нас бродят и какие-нибудь немецкие, финские или эстонские гены. Но это предположительно. Семья Сухачевых – огромный дружный клан, «заполонивший» Ленинград. Центром клана была бабушка – Сухачева Ольга Гавриловна – полная, спокойная, очень мудрая. После ее смерти клан распался. Но при жизни почти каждое воскресенье на даче в Белоострове собиралось до 30 человек – ее дети, внуки, дети и внуки ее сестры Марии Гавриловны. Все рассаживались за огромным столом и весело обедали. Жила она со старшей дочерью – Платоновой Татьяной Петровной – и воспитывала двух неуемных внуков – близнецов Люсю и Игоря. Без мужской руки с Игорем справиться было непросто и его засылали в Косулино на воспитание к моему папе. Игорек бедокурил, прогуливал школу, и, боясь дядиной расправы, прятался в сарае, куда моя бабушка тайком приносила ему еду и делала за него уроки.
У средней сестры – Воробьевой Людмилы Петровны была своя семья – муж, дети – Оля и Алеша. А младшая сестра – Сухачева Евгения Петровна – так и не вышла замуж, посвятив себя воспитанию племянников. Чудесные, добрые женщины, такие разные, такие родные (все братья и сестры имели характерную, ярко выраженную горбинку на носу; потомки ее утеряли, и только брату Андрею досталось сие родовое наследство).
Тетя Таня – хлопотливая, суетливая – как наседка над птенцами. Когда мы приезжали в Ленинград, то останавливались у нее. Жили все в одной большой комнате коммунальной квартиры, спали под столом, под пианино. Андрей, учась в институте, все пять лет прожил здесь. Вот картинка – тетя Таня просит двух братьев-оболтусов Игоря и Андрея сходить в магазин. Они отвечают – сейчас, сейчас – тетя Таня верит и продолжает крутиться по хозяйству. Вспоминает, опять просит – Андрей в ответ «сейчас, тетушка, сейчас». Еще раз верит и ждет, в третий раз просит – братья сокрушенно разводят руками – магазины-то уже закрыты! Люся до сих пор ждет, когда Андрей к ней приедет или хотя бы весточку пришлет (увы, увы!) – любит его, хотя в далеком прошлом ей доставались от него не одни пряники. Например, она служила ему в качестве средства для тренировки – Андрей сажал ее себе на плечи и начинал приседания с повизгивающим на плечах грузом. Или, в момент полушуточных разборок, когда сестричка что-то у него отнимала, долго не поддавался, а потом безжалостно отпускал, наблюдая, как несчастная Ляля с грохотом летит под пианино и там замирает. Но она его до сих пор любит!
Семья младшего папиного брата Сухачева Павла Петровича – это особая сага. Москва. Генеральские пятикомнатные аппартаменты. Жена – генеральша из генеральш. Сама Лидия Константиновна из рода Чайковских. Дочь ее от первого брака Марго, маленькая женщина 44 кг. весом, страдала всю жизнь. В детстве она семь лет пролежала в гипсе. Самое печальное заключалось в том, что мучения были напрасны – диагноз был поставлен неправильно. В результате такое лечение привело к физической неразвитости, не вырос подбородок, зажатый гипсом – пришлось делать ряд операций, чтобы его нарастить. Кости всего тела болели постоянно и сильно. Она не выдержала и покончила с собой. Младший сын Миша ( сын Павла Петровича) – избалованный красавец, женился на милой женщине, родившей ему двух детей Павла и Катю. (Вот так, несколькими жалкими словами прочерчена коротким пунктиром целая жизнь двух красивых, интересных, талантливых людей.Припоминать мелочи не хочется, а проследить более подробно их судьбу не могу – мало знаю).
Оля Воробьева вспоминает: «Миша Сухачев лет в 10 упал в Одессе с очень высокого дерева (тарзанили) на бетонированную площадку, разбил внутренние органы, с трудом его спасли. Мечтал об авиации, но здоровье не позволило летать. Старался не показывать нездоровья, но с годами сердце становилось все хуже. Сделали шунтирование, после которого он прожил 8 лет. Умер в 1994 г. Сын Павел в молодые годы играл в оркестрах. Рано женился. Женат был дважды, в каждом браке по сыну. Умер в 2007 г. Катя получила юридическое образование, успешно работала. Полюбила голландца, вышла за него замуж и уехала в Голландию. Из родни по Сухачевым в Москве живут жена Миши Наташа и жена Павла Лида с сыном Сергеем».
Павел Петрович Сухачев, основатель московской династии Сухачевых, как две капли, похожий на старшего брата, моего папу Виктора Петровича, был летчиком–испытателем, очень много работал, уезжал в бесконечные командировки. Поэтому, когда мы приезжали в Москву, то общались, в основном, с Лидией Константиновной. Вечно «самая больная», она пережила и своих детей и мужа, умерла в глубокой старости. Очень талантливая, эрудитка, художница, пышная холеная красавица. Никогда не работала. Она царствовала! Три сценки:
-1. Мама должна лететь в Москву. Вернувшись из многомесячной экспедиции, уставшая, заехав ненадолго домой, чтобы захватить необходимые вещи, мчится в аэропорт, прилетает в Москву ночью, без сил, мечтая завалиться спать,приезжает к Сухачевым. Лидия Константиновна встречает ее как всегда ласково, но полночи не дает маме спать, рассказывая, как она дико устала – весь день позировала двум художникам.
-2. Мы с мамой и Ирой едем на дачу Сухачевых – там московская элита, застолье, из деликатесов – копченый угорь (жирная гадость) и еще что-то. Рядом со мной сидит какой-то журналист (надо понимать – звезда – раз приглашен). Эта звезда пытается за мной ухаживать, на что я сурово, по-уральски, отмалчиваюсь и бычусь. Одна из трелей звезды неожиданно закончилась тем, что «она» поперхнулась. Я, с наслаждением, своей далеко не легкой рукой с размаху бью по журналистской спине.
-3. Павел Петрович привез жене из-за границы роскошную меховую накидку. Лидия Константиновна в обновке едет на прием. Выходя из машины, она видит на одной из дам такой же мех. Потрясение закончилось глубоким обмороком.
30.01.2023 в 13:07
|