Autoren

1493
 

Aufzeichnungen

205214
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Aleksandr_Klinger » Записки бежавшего - 33

Записки бежавшего - 33

03.02.1926
Соловецкий, Архангельская, Россия

В этом мире «каэров» особенным трагизмом своего положения выделяется очень многочисленное на Соловках заключенное православное духовенство.

Преследованием религии и русского духовенства руководил особый "Церковный отдел" ГПУ и его председатель Тучков. Пользуясь методами, общими для всего ГПУ, Тучков кстати и некстати применяет ко всем арестованным епископам, священникам и верующим общую для всех 72-ю статью уголовного кодекса:

"Несоблюдение декретов об отделении церкви от государства".

Казалось бы, статья эта имеет определенный, узкий смысл, точно характеризующий преступление — несоблюдение декретов. Однако, предъявляется она лицам, совершенно не противодействовавшим декретам об отделении Церкви от советского государства. Под 72-ую статью ГПУ подводит, что ему угодно.

В делах находящихся на Соловках духовных лиц, присланных в лагерь по 72-ой статье, я видел такие обвинения:

"Противодействие изъятию церковных ценностей".

"Монархическая пропаганда".

"Церковная контрреволюция".

"Воспитание детей в религиозном духе".

"Натравливание одной части верующих на другую" и многое другое.

Что понимается под вышеуказанными «преступлениями», видно из таких фактов:

Когда был издан декрет о реквизиции церковных ценностей "на нужды голодающих Поволжья" (в действительности, церковное золото и драгоценные камни в огромном количестве оказались в карманах коммунистов), последовало разъяснение, что церковные предметы, необходимые для совершения богослужений — св. чаша, евангелие и т. д. — не могут быть реквизированы. Епископ одной из южных епархий, основываясь на точном смысле этого разъяснения, отказался выдать нужные для богослужений вещи. Он попал в Соловки на 5 лет.

Священник К., на основании декрета совнаркома о том, что обучение детей Закону Божьему разрешается лишь в частном доме и группе детей не больше 3 человек, преподавал Закон Божий в своей квартире собственным детям. Его послали в Соловки на 3 года.

Целый ряд епископов, священников, монахов и прихожан попали в Соловки за защиту чистого православия от погрома его так называемыми «живой», "обновленческой" и прочими «церквами» (их обвинили в "натравливании одной части верующих на другую"). Как известно, вся "живая церковь" — произведение "церковного отдела ГПУ" и субсидируется председателем его Тучковым во имя разложения православия.

Непередаваемый гнет, насилия и издевательства, соловецкой администрации с особенной яркостью обрушиваются именно на головы заключенного духовенства. Все наиболее трудные работы приходится выполнять священникам и епископам. С поразительным смирением, покорностью и выносливостью духовенство рубит лес, прокладывает дороги, чистит уборные, высушивает болота, разрабатывает торф.

Каждым словом, каждым жестом любой соловецкий чекист старается задеть, оскорбить заключенных священников. В их присутствии администрация бранится с особым кощунством. Их пайки обкрадываются со всех сторон. В их среду администрация стремится втесать побольше «стукачей».

Чинятся всевозможные препятствия к получению духовенством из дому посылок и денег. Какие бы то ни было богослужения, конечно, совершенно исключаются. За желание перекреститься на работе, чины "Команды надзора" бьют по рукам плетью.

В Соловках в настоящее время свыше 400 человек представителей православного духовенства. С каждой новой партией прибывают новые священники, епископы и миряне, осужденные по той же 72-ой статье, толкуемой столь произвольно.

Из среды заключенного на Соловках духовенства выделяется управляющий Московской епископией Илларион (Троицкий), близкий друг и сподвижник покойного патриарха Московского и всея Руси Тихона, сведенного в преждевременную могилу большевистскими преследователями. Архиепископ Илларион особенно прославился своей бесстрашной борьбой с "живой церковью".

Около пяти лет тому назад этот стойкий ревнитель православия был послан московским ГПУ в холмогорский концентрационный лагерь, в котором пробыл два с половиной года в кошмарных условиях.

Больной старик, он вынужден был половину своего пути пройти пешком по этапу, в глубоком снегу, в легкой одежде и рваных сапогах.

Отсидев свой срок в Холмогорах, архиепископ Илларион вернулся в Москву и с новым рвением поднял стяг борьбы за гонимое властью православие. Против него начались новые интриги со стороны «живоцерковников» и купившего их ГПУ. Архиепископ, талантливый оратор, присутствовал на всех религиозных диспутах, защищая церковь.

После одного из таких диспутов, на котором Илларион выступил против Луначарского и до такой степени разбил все его доводы, что аудитория освистала наркомпроса, архиепископа снова арестовали и послали в Соловки (на 5 лет) за "церковную контрреволюцию".

Некоторое время он пробыл в «концлагере» на Поповом острове, а летом 1925 года его перевезли в Кремль, В монастыре Илларион попал в руки к начальнику первого отделения «концлагеря», чекисту Баринову, который в сентябре 1925 г. отправил архиепископа в "штрафной изолятор". В нем Илларион находится и поныне, ежедневно ожидая смерти.

Осенью 1924 года в Соловки ГПУ прислало епископа петербургского Масуила. В должности управляющего петроградской епископией он заменил известного митрополита Вениамина, зверски расстрелянного большевиками в августе 1922 года. Епископ Масуил (в мире Лемешевский) протестовал против открытой продажи чекистами на петербургских рынках ценностей, изъятых из храмов якобы для помощи голодающим Поволжья, за что и был арестован «голодающим» ГПУ.

Трагическая участь постигла епископа Тамбовского Петра. В конце прошлого года (в ноябре) епископ скончался в "штрафном изоляторе" на Секирке. Есть очень много данных считать правдой слухи о том, что его задушили чекисты.

По той же 72-ой статье; присланы и преданы тем же соловецким пыткам викарий Саратовский Петр (в мире Соколов), епископ Колпинский Серафим, настоятель Казанского монастыря Питирим (Крылов) со всей братией и другое черное и белое духовенство, монахи и миряне.

В момент наиболее напряженной борьбы ГПУ с покойным патриархом Тихоном мы были готовы увидеть в лагере и этого святителя земли русской. Только загадочная смерть его (в России многие уверены, что Патриарх был отравлен) избавили его от соловецкой каторги. Теперь со дня на день можно ожидать высылки на Соловки заместителя почившего Патриарха — митрополита Петра Крутицкого.

08.11.2022 в 13:53


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame