Autoren

1488
 

Aufzeichnungen

204736
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Roman_Trahtenberg » Благополучная жизнь на улице Нижегородской

Благополучная жизнь на улице Нижегородской

03.02.1937
Иваново, Ивановская, Россия

Благополучная жизнь на улице Нижегородской

 

Это единственное фото, на котором присутствует вся наша семья

 

Празднование дня рождения Толи в доме Фельдманов (Иваново, 2-ая Лежневская).

Сидят за столом (слева направо о тех, кого узнаю):

Вторая слева - моя мама Трахтенберг Берта Самсоновна (36) на руках младший сын Рома (то есть я лично) 5 лет.

Софья Иосифовна Бухгалтер (наш друг).

Бабушка именинника Толи Фельдмана.

Мина Ефимовна Фельдман - мать Толи.

Анатолий Фельдман - виновник торжества (15).

Исаак Осипович Фельдман - отец Толи, наш друг, мастер на все руки (перетягивал матрацы, затем стал фотографом и т.д.)

Стоят (слева направо):

Второй слева - Иосиф Яковлевич Бухгалтер, наш друг.

Четвертый слева - мой старший брат Лёня - Трахтенберг Леонид Михайлович (12).

Мой отец Трахтенберг Михаил Романович (43).

 

   К великому сожалению другие участники торжества -

 

И ещё обратите внимание на дату: 1937 - это год, когда в СССР жизнь и смерть людей вместе с пытками и унижениями превратились в обыденность.

 

*   *   *

 Сейчас снова посмотрел на это фото и внезапная мысль: а ведь из всех этих красивых людей сегодня единственный живой этот пятилетний мальчик на руках дорогой моей мамы.  15 февраля 2016 года

 

 

*   *   *

 

Над калиткой нашего двухэтажного дома значился № 17. Потом, видно, пересчитали, сменили табличку – дом оказался № 13. (Мама говорила, что это число счастливое, 13-го июня родился Лёня). На 2-ом этаже мы занимали двухкомнатную квартиру. Комнаты были проходными, ни кухни, ни центрального отопления, о душе или ванной тогда и понятия не имели. В сущности, когда-то квартира была 4-х комнатной, но теперь в ней кроме нас жили ещё три семьи.

 Рядом через стенку (с заклеенной обоями дверью) располагались Гусевы. Виктор Ильич, мастер-самоучка с Меланжевого комбината, человек добрый и порядочный, всегда нам помогал, несмотря на то, что папа и мама не раз выступали против него, когда сильно пьяный он приступал с рабочими кулаками к своей Люсе, полной предприимчивой даме, и она уже визжала всерьёз. Их сын Рудик был моим товарищем-соседом. Хотя возраст у нас был одинаковый, мои увлечения вызывали у него только усмешку. И компания у него была своя, от которой отец отвлекал его с помощью ремня. Он выходил заплаканным и на короткое время проявлял всем видимый интерес к играм с соседским мальчиком. Думаю, мой положительный пример доставлял ему немало неприятностей.

 Дальше, против умывальника и рядом с уборной, жила старушка с безответной дочкой Юлей, не совсем ровно ходившей и говорившей. У неё была маленькая дочка Роза, похожая на маму. У меня не возникало и мысли, что где-то должен быть и их папа. Они вели себя незаметно и не принимали положенного им участия в решении общих квартирных дел. Собрания устраивали в прихожей, куда выходили все двери.

 Вообще-то кухня имелась, и довольно просторная, с большой кирпичной печью. Но очень скоро в неё без всяких разрешений въехали Буланенки: мать, её дочери Люся и маленькая симпатичная Валя. Был у них и брат Боря, но я его видел только раз. Его призвали в армию, и он пропал на Финской войне. Некоторое время шла борьба за выселение самовольных жильцов, по поручению всех соседей папа куда-то ходил, что-то писал. Но всё это быстро закончилось, печь они ночью разобрали. Затем кухонные столики вынесли в прихожую. Вскоре все подружились с новой семьёй. Особо близкими стали отношения мамы с Александрой Алексеевной. Бедная женщина изо всех сил тянула и учила дочек, к которым добавились и внуки. Мужчин там я не видел.

 Мы одни располагали двумя комнатами: из первой маленькой с окошком и печкой переходили в следующую большую с 3-мя окнами (одно вскоре для тепла заложили). Большая белая изразцовая стена выводила тепло через часик после топки и несколько часов его удерживала, лаская спину или хотя бы щёку.

 Вспоминая то далёкое время, вдруг почувствовал, что это небезопасное занятие. Может, об этом говорится – «впал в детство»? Начинает разворачиваться цепь воспоминаний. Незаметно оказываешься во власти какого-то давно затерянного участка мозга, пробиваются звуки, запахи и картины, невольно уходишь из окружающего мира, и потом надо сделать над собой усилие, чтобы вырваться. А можно и застрять?

 Так вдруг вновь оказываюсь в старой кухне-прихожей. Уходят вверх, скрываясь во мраке, закопченные стены. Вот и большая дыра у пола в стене уборной. Как-то из неё высунулась почти лысая голова огромной крысы. Эти твари считали себя коренными жителями дома. А, может, так оно и было, и в отличие от внедрённых сюда новой властью жильцов они вели свою родословную от предков, живших ещё при законном хозяине этого дома - каком-то фабриканте?

 Как-то я вышел из комнаты, смотрю – сидит посреди кухни крыса, по сравнению с той, лысой, вроде, и не очень большая. Я метнулся назад, схватил нашего кота по кличке «Рыжий» и, предвкушая сладкую месть за недавний испуг, подбросил его к крысе. Это был очень свирепый кот. Он даже близких знакомых встречал грозным шипением, выскакивал перед гостем на середину комнаты, дугой выгибал спину и боком-боком, пригибая голову к полу, скользящим шагом продвигался навстречу. Приходилось его сдерживать и извиняться перед входящими.

 Но случилось неожиданное. Крыса не проявила никаких эмоций и даже с интересом взглянула на кота, который почему-то забыл свои приёмы и предназначение. На миг замешкавшись, он юркнул обратно в комнату, оставив за собой постыдный след. Под ехидные замечания соседей, и до этого не питавших симпатии к агрессивному стражу нашей квартиры, пришлось приводить пол в порядок. А старушка из крайней комнаты вынесла веник, и крыса сбежала. Продуктов тогда было мало. Наверное, эти крысы питались кошками.

 Вспоминается забавный случай. Мне было лет пять или шесть. Я уже умел читать, но детские книжки с большими буквами и зверюшками меня не привлекали. В листочке из отрывного календаря мне понравился отрывок из «Тараса Бульбы». Я расхаживал по комнате и, подражая старшему брату, декламировал «с выражением»: «Остап выносил терзания и пытки…». Мама услышала – ребёнок проявлял явные способности. Через некоторое время меня привели на какой-то конкурс юных дарований. На середину комнаты вышел мальчик в коротких штанишках:

– …и повёл он очами вокруг себя: «Боже, всё неведомые, всё чужие лица присутствуют при его смерти». Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и бьющей себя в белые груди. И упал он с силою и воскликнул в душевной немощи: «Батько! Где ты, слышишь ли ты?» «Слы-ышу-у!», – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

 Солидные дяди и тёти из комиссии были тронуты. Они подошли к маме и начали советовать ей, к следующему разу взять какое-нибудь более понятное ребёнку произведение. Я был обижен. Ничего они не понимают, зачем мне всякие детские глупости. (Между прочим, за текстом этого выступления я не заглянул сейчас к Гоголю – оказывается, он в полной сохранности лежал в памяти 65 лет.)

 Подошло время школы. Сохранилась фотография, где я в парадном матросском костюмчике в окружении нескольких столь же торжественных первоклашек стою на ступенях моей первой 33-ей школы. Особого интеллекта в этих детских лицах не просвечивает, но беззаботная уверенность в безоблачном будущем – налицо.

 Некоторых из этих первых однокашников хорошо помню. Вот высоченная девочка с приятными чертами крупного лица. В те времена рост заметно выше среднего считался чем-то похожим на уродство. Обидное слово «дылда» преследовало такого человека. Странно, но Ира, вообще-то симпатичная и умная девочка, сама больше других была уверена в своих безнадёжных внешних данных. Думаю, именно это направляло её жизнь. Она не вышла замуж, окончила английский в пединституте, что также считалось самым низким из высших образований. А ведь сегодня она была бы «моделью», да ещё с хорошим английским. Вместо тоскливого учительства в школе, перед ней был бы открыт весь мир. Кинозвёзды и шейхи искали бы её внимания.

25.10.2022 в 16:35


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame