Понедельник, 19-го
Веласкес. Прервали около одиннадцати часов. Встретил Тиля у Марешаля. Вернулся к Кутюрье — до трех с половиной ночи. В мастерской; приходил торговец картинами. У Фильдинга; обедал у Руже. Вернулся к нему. Кафе па улице Бурбонов. Попал домой в четверть одиннадцатого.
Хочется писать на сюжеты революции, например, Прибытие Бонапарта к египетской армии, Прощание в Фонтенбло.
Вторник, 20 апреля
Возвращаюсь от Леблона. Много говорили о Египте: туда съездить стоит очень дешево. Дай бог, чтобы я туда попал! Будем думать об этом; о, если бы мой дорогой Пьерре смог поехать вместе со мной! Вот человек, который был бы мне нужен; а пока будем стараться избегать связей, которые затемняют рассудок и расшатывают здоровье. Вставать спозаранку. Не запамятовать об арабском языке. На этих днях схожу к Димье, чтобы получить кое-какие сведения об его занятиях.
Что такое поездка в Египет? Каждому это кажется мечтой. А что если это почти то же, что съездить в Лондон? На триста франков Делош и Плана побывали там. Жизнь там дешевле, чем здесь. Надо выехать в марте и вернуться в сентябре; тогда хватит времени посмотреть и Сирию.
Разве это значит жить — прозябать, как гриб на гнилом пне? Мелочные привычки засасывают меня целиком. К тому же надо заранее приготовляться. Пока я держусь на ногах, надеюсь материально просуществовать. О, если б небу было угодно, чтобы Салон предоставил скорее возможность начать путешествие! Шеффер должен мне сообщить об одном деле. Он провел часть дня в моей мастерской.
Я почти кончил Дон-Кихота и очень подвинул Джен Шор.
Я из всего создаю себе страхи, и мне вечно кажется, что какое-нибудь затруднение будет длиться вечно. Я сам, говорящий это, тоже не вечен. И это — утешение! Моя литография, сделанная у Леблона, вышла неплохо!
Феликс заходил на минуту ко мне в мастерскую, а Анри — к Леблону. Было трио на духовых инструментах. Вчера Баттон мне доставил большое удовольствие своими шаловливыми импровизациями на рояле. Эдуард в восторге от моего Веласкеса; он говорит, что это самый замечательный из всех, какие он видел.
Этот славный Пьерре привел меня в восторг тем, что с таким же увлечением, как я, строил все те проекты, которые занимали меня сегодня вечером; он так же опьянен ими, как и я...