97. Одесса-Мама
Глеб ехал в командировку в Одессу. Там проходили летнюю практику студенты Института. Глеб остановился в приличной гостинице. Лето было жаркое. После часов, проведенных на заводе, Глеб ехал в Аркадию купаться. Он помнил Аркадию. Сюда он приезжал в 1918 году с Олей и с Юрчиком Корольковым на один день. Как давно это было, он не был ещё женат.
Теперь он приходил на небольшой пляж и платил за плетёную кабину, где можно было раздеться и в трусах войти в море. Море было спокойное, зеленовато-синее. Движения на море никакого. Лёгкие облака медленно плывут по небу. Сейчас ещё спокойно, но на сердце неспокойно: близко, близко большие события, не пройдут они мимо. Накатывается, предсказанный Лениным, второй тур войны и революций.
Студенты предложили Глебу поехать с ними на пляж на Пересыпь. Дорога длинная. На пляже толпа, не так как в Аркадии. Назад езда в переполненном трамвае. Все стоят в давке и в жаре. В трамвае едет пьяный. Ремни отсутствуют, и пьяный держится за электрические лампочки. Он оборвал уже три и держится за четвёртую. Кондукторша протестует, но пьяный неумолим: "А за шо ж держатьси?".
Завод, на котором размещены студенты, новый, цеха светлые. Студенты работают по очереди на разных станках. Ведут записи для отчёта по практике.
Глеб покончил со своим инструктажем и выехал из Одессы. Его попутчиком в двухместном купе мягкого вагона оказался офицер НКВД с тремя шпалами в петлицах и с седыми висками. Ему скучно, начинает разговор:
– Вы видели киоски в Одессе, где продают воды и пиво? Как вы думаете, сколько такая продавщица зарабатывает?
– Не знаю, двести-триста?
– Побольше чем я или вы. На одном недоливе стаканов они имеют иногда по двести рублей в день, а в среднем в месяц три тысячи.
Молчание.
– Вы не играете в шахматы?
– Играю.
– Эй, проводник, принесите шахматы.
Энкаведист играет совсем неплохо, но Глеб в ударе. Он даёт мат за матом.
– Давайте-ка еще одну, – говорят три шпалы.
– Давайте.
Опять король энкаведиста заперт. И так семь партий подряд.
Наконец легли спать. Поезд стучит на стрелках. Мелькают фонари какой-то станции. Каждый мчится навстречу своей судьбе...