10.03.1961 Обнинск, Калужская, Россия
В Обнинск мы поехали на электричке вчетвером с бывшим комсоргом и двумя теоретиками-теплофизиками. На электричке мы добрались до Наро-Фоминска. Ждать дальней электрички не стали, поехали на такси до Обнинска. В то время такси работали по-честному, со счётчиком. Такси обошлось нам недорого.
Таксист довёз нас до переезда через железнодорожные пути. Мы сказали: "Нам бы до Института доехать, а то заблудимся." Он послал нас к аллаху, в город не поехал. Город стал открытым, но около перрона постоянно дежурит наряд милиции и проверяет паспорта у всех незнакомых. Своих наряды знают в лицо. Вышли из машины, пошли по дороге, она была твёрдого покрытия, но без асфальта. Нас действительно встретил наряд милиции и проверил документы, пообещали, что в милицейском пункте нам всё покажут и расскажут. Так мы добрались до Административного корпуса Физико-Энергетического института (ФЭИ), где нам предстояло пройти преддипломную практику. Нам предоставили место в мужском общежитии. Свободной комнаты не оказалось, и нас поселили в разные комнаты. Снабжение в Обнинске было, на удивление, хорошее, как и во всех закрытых городах "Минсредмаша". При институте была столовая, где кормили вкусно и недорого. Вокруг института было два забора: высокий из прутьев с заострёнными концами и внутренний, небольшой. Поговаривали, что по небольшому забору пропускается электрический ток. Между заборами ходили солдаты с автоматами по дорожке около высокого забора. С солдатами ходила овчарка. Потом солдат убрали и овчарок тоже. Оказалось, что за 10лет было только два случая попытки проникновения на территорию института. Оба оказались сотрудниками института и оба -пьяными. Через пропускной пункт, видимо, не решались пройти.
В режимном отделе нас предупредили, чтобы ни в коем случае мы не разговаривали друг с другом о том, чем занимались на практике. Может быть, из-за того, чтобы мы не разглашали военную тайну, что мы на преддипломной практике практически ничего не делали. Я попал в теплофизический отдел. В лаборатории, в которую я попал, мне обрадовались, а начальник сообщил мне, что я буду ходить в ночную смену на стенд и следить, чтобы стенд не взорвался, со мной будет дежурить лаборант, который может отключать стенд. Один раз я был и дежурил на стенде. При моём появлении лаборант сразу объявил мне, что он идёт на диван спать. В случае аварии велел бежать к нему и тащить к стенду с воплем "авария", но если случится сбой с самописцами - кончатся чернила или застрянет бумага, велел ремонтировать самому, а его не будить! Второй раз я категорически отказался ночевать на стенде. Т.к. мне было понятно, что в результате такой практики диплом не напишешь. Начальник лаборатории предупредил, что отзыв на преддипломную практику будет писать он.
Я ежедневно стал ездить в Москву в библиотеку им. Ленина, в поисках темы дипломной работы. Добираться было удобно. От института ежедневно отправлялся автобус и останавливался как раз рядом с библиотекой. Автобус отправлялся вечером в Обнинск в шесть вечера. С трёх до шести я встречался со своей невестой. В Ленинской библиотеке я разыскал книгу "Статистическая теория жидкости" Френкеля. В аннотации сказано, что он умер в 1942году, будучи доктором наук и членом-корреспондентом Академии наук (то ли от голода, то ли в сталинских лагерях, где сидели почти все наши выдающиеся учёные, такие, как Курчатов, Королёв, перечислять всех не буду). Т.е. книга была написана в тридцатые годы и была редким экземпляром. Книгу выдавали только в читальный зал с обязательным возвращением после работы в этот же день. Текст книги оказался очень непростым, но я решил освоить её и написать с её использованием свою дипломную работу. На ознакомление с книгой Френкеля у меня ушло два месяца. Курс статистики был трудным не только для сдачи экзамена, когда достаточно было только что-то запомнить (понимать было необязательно), но очень сложным для того, чтобы сочинить что-то своё. В качестве темы дипломной работы я выбрал "Исследование по вскипанию одной жидкости на поверхности или внутри другой жидкости". Удалось получить, что воду можно перегреть на 168 градусов (может, на 186, сейчас стал уже забывать). Я разработал установку и надеялся поставить эксперимент по вскипанию воды на поверхности ртути. Мне не разрешили работать со ртутью и правильно сделали - ещё не хватало, чтобы установка со ртутью взорвалась в здании лаборатории. И я переключился на вариант воды и эфира, который в мед. практике используется как наркоз. Использовал знания, которые получил в МЭИ. Данных по конкретным характеристикам эфира и, как потом оказалось, пароприёмник, который должен охлаждать пар до состояния жидкости, был слабоватым, и мне пришлось подышать эфирным паром. Лаборант, который был рядом со мной, услышав запах эфира, тут же сбежал в дальний угол помещения к открытому окну. Я же сбежать не мог, т.к. не только фиксировал на самописце температуру жидкости, но и вёл визуальное наблюдение.
При построении опытной установки самым трудным оказалось достать металл, который сплавлялся со стеклом. Выручил меня профессор МЭИ Шпильрайн. Он связался со знакомым из секретного института металлов и сплавов. Он сказал: "Есть такой металл, называется ковар, пусть зайдёт твой студент через неделю". Назвал адрес и внутренний телефон. Пароль Шпильрайн. Институт оказался недалеко от метро Бауманская. Я пришёл ровно через неделю. Позвонил, мне сказали, что ко мне подойдёт сотрудница. Минут через 20 она, действительно, подошла и предложила выйти на улицу. Когда мы свернули за какой-то угол, она с облегчением достала из-под юбки мешочек с порядочным куском металла. Я спросил, как вас отблагодарить, она замахала руками и велела спрятать в мешочек в портфель поглубже и не вздумать кому-то показывать или называть слово "ковар". И пожелала мне успеха. Я отправился в Обнинск.
Металл я отдал стеклодуву. Оказалось -он знал о таком металле. Я сделал две опытные установки. Стеклодув выпросил у меня половину куска металла. Я был доволен результатом его изысканной работы и согласился. Вода в чайнике закипает при нормальном атмосферном давлении при температуре 100 градусов по Цельсию. Почему вода не перегревается сверх 100 градусов? Причина одна: гетерогенная структура поверхности чайника. Если наблюдать, как вскипает вода в чайнике, то можно обратить внимание, что вскипает она не объёмно, а в каких-то точках дна, как бы в активных точках. Поверхность же воды является идеально гладкой, как в геометрическом , так и в энергетическом отношении. Дипломную работу назвал "Вскипание одной жидкости на поверхности или внутри другой жидкости". Режимные органы поставили на рукописи диплома гриф "для служебного пользования". Читать они, конечно, не читали диплом, но так как диплом выполнен по материалам преддипломной практики, то желательно не пускать его по посторонним и не "допущенным" рукам. Защищать мне диплом пришлось в ФЭИ. Руководитель поставил мне четыре как якобы научный руководитель. Объяснил почему. Я не ходил на стенд ни в ночное время, ни в дневное. Думаю, что он смог прочитать в лучшем случае введение. Рецензент, кандидат физ.-мат. наук, диплом посмотрел и сказал мне, что работа солидная, но не может за диплом ставить оценку выше, чем у руководителя.
27.07.2022 в 14:44
|