****
Открытая и фактически никем и ничем не ограничиваемая информация о деятельности государственных, общественных и других структур, возможность свободного массового и демократического обсуждения являлась подлинным творчеством масс, предтечей гласности, провозглашенной лишь с середины 80-х годов Горбачевым.
Используя хрущевские шестидесятые годы, приоткрывшие дверцу для нашего поколения так называемых «шестидесятников», мы исподволь начали вывод клуба интеллигенции из под контроля агитпропа.
Дискуссиями и разговорами мы не ограничивались – помогали друг другу и практическими деяниями.
Так, например, в харьковском КСН доктор мед.наук Владимир Генес в содружестве со студентом Политехнического института Давидом Фельдманом сконструировали одну из первых в те годы ЭВМ для диагностики онкологических заболеваний, которая демонстрировалась на Международной выставке медицинской техники в Лондоне и была удостоена Малой серебряной медали.
А в сумском КСН врач-гинеколог Петр Гриненко совместно с рабочим Завода электронных микроскопов Николаем Головиным создали электронный прибор, помогающий акушерам предупреждать асфиксию у новорожденных во время родов.
****
… Шесть лет учебы в институте пролетели незаметно.
Наступил 1963 год, окончились выпускные экзамены и я получил диплом врача.
Ставший к этому времени заведующим кафедрой философии доцент Лутай пригласил меня в кабинет и еще раз предложил аспирантуру, сказал, что лично готов стать моим научным руководителем.
Но я к этому времени еще не забыл наставлений профессора Серебрякова и вежливо отказался от любезного моему сердцу предложения.
На Государственную комиссию по распределению прибыл представитель Сумской областной санэпидстанции, где летом я проходил преддипломную практику. Он уговаривал меня поехать на работу в Сумы, гарантировал должность промышленно-санитарного врача в ОблСЭС, полную творческую свободу в основной работе и клубной деятельности.
На второе предложение я согласился. Я полагал, что ни в одном другом месте обстановка не будет благоприятствовать в такой мере раздумьям о делах человеческих, как в небольшом тихом провинциальном городишке…
****
В газетах продолжали славить вождя советского народа Никиту Сергеевича Хрущева. Вышел на экраны фильм «Наш дорогой Никита Сергеевич», в котором восхваление Хрущева достигло апогея.
Высший партийно-государственный аппарат специально создавал в стране нервозную обстановку. Ее целью было опорочить Хрущева, простого и демократичного лидера, доступного массам, обвинить его в повторении «культа личности» и на этой волне вернуть власть сталинистам.
Вся страна смеялась над Никитой Сергеевичем Хрущевым.
Для меня было очевидно: падение Хрущева неизбежно и дни его сочтены…