Португалия. Кашкайш
«Уходит рыбак в свой опасный путь,
Прощай, - говорит жене.
Быть может, придётся ему отдохнуть, уснув на песчаном дне...»
В маленьком португальском городе Кашкайш, расположенном недалеко от Лиссабона, на набережной океана стоит прекрасный памятник рыбачке. Привязанная к суше делами и заботами о семье, как прочными канатами, душа ее стремится в океан вслед за любимым. Труд его опасный и тяжёлый. А ее судьба -ждать и надеяться. Каждый раз расставаясь, они надеются на встречу.
Памятник в этом португальском курортном городке стоит неслучайно. Много-много лет назад на этом месте была рыбацкая деревня. Рыбаки снабжали рыбой и морепродуктами Синтру и Лиссабон. Нелегкий и опасный промысел. Они ведь не на озере рыбачили и не на речке. Выйти в океан на рыбацких лодках это огромный риск. Рыбаки мужественные люди. Но памятник, все-таки, рыбачке. Это на ее хрупких плечах лежали все заботы о семье, это ее любовь хранила рыбака.
В 1364 году деревня получила статус города. В 1488 году здесь была построена крепость, но она не смогла сдержать воинов испанского герцога Альбы, завоевавшего город в 1580 году. Потом он снова стал португальским.
В 1755 году город сильно пострадал от землетрясения. В 1807 году Кашкайш был оккупирован войсками Наполеона. Здесь даже квартировал маршал Жюно.
А в 1870 году этот городок стал королевской резиденцией. Сюда потянулась вся знать, стали строиться особняки и виллы. Городок приобрёл аристократический вид.
Кашкайш мы посетили в последний перед отъездом день. Как жаль, что не открыли его раньше! Необыкновенно уютный и красивый. Прямо в центре города два небольших, но очень милых пляжа: один из них называется пляжем королевы ( жены короля Карлуша 1 Амелии), другой пляжем герцогини (а это герцогиня Палмела). Дамы любили купаться, несмотря на холодную воду.
Почти на берегу находится выложенная плиткой с волнообразным рисунком площадь. В городе кроме королевского дворца много других красивых зданий.
Мы пошли по набережной по направлению к бело-голубому маяку, внутри которого расположен небольшой музей. Рядом с ним находится замок Санта Мария, построенный в 19 веке богатым табачным промышленником ирландского происхождения. Он сочетает в себе разные архитектурные стили.
Из достопримечательностей Кашкайша можно назвать замок-музей Гимарайнш в псевдоготическом стиле, морской музей, парк маршала Кармона с прудом, мини-зоопарком и павлинами. Здесь тоже, как и у мыса Рока, растут деревья, побеждённые ветром и ставшие почти горизонтальными.
На узких улочках Кашкайша куча всяких магазинчиков и кафе, придающих дополнительный уют этому милому городку. Уезжать из него не хотелось. Но завтра уже домой.
Не могу обойти стороной ещё один момент нашего путешествия. Это посещение ресторана. Не то, чтобы мы с внучкой были гурманами, но у нас были только завтраки и потому приходилось иногда обедать и ужинать где-то не в отеле. И вот мы собрались в ресторан на прощальный ужин. К нам захотели присоединиться две знакомые по экскурсиям женщины, но предупредили, что опоздают. Я почитала в интернете отзывы, выбрала ближайший к отелю приличный рыбный ресторан. С женщинами договорились, что мы придем раньше и займём столик, а они подойдут попозже. А ещё я в интернете среди отзывов прочитала, что вначале приносят всякие специи, которые стоят дорого. Специи мне нельзя. От них можно отказаться, если сказать: но энтрада, тогда их унесут. Я взяла это себе на заметку.
И вот мы пришли в ресторан, заняли столик в уютном уголке, расположились. Подошёл официант. Это был усатый немолодой (лет за 60) дяденька в клетчатой рубашке и белом переднике с полотенцем через плечо. Он принёс на подносе всякие емкости с соусами и специями и стал их выставлять к нам на столик. Я сразу вспомнила про энтраду.
- Но энтрада, - произнесла я выученный пароль.
- Но энтрада? - удивленно и строго спросил официант.
Я повторила. Повторил и он свой вопрос ещё более строгим голосом. Я решила не сдаваться и показала на специи, жестом показала, что они не нужны.
Он очень удивился, поджал губы и удалился вместе с подносом.
Через некоторое время подошёл другой такой же немолодой официант (дедушка по виду) с полотенцем через плечо, но без подноса, а с бумажкой. К тому времени мы уже выбрали себе блюда и показали на них. Я заказала бутылку вина в расчете ещё на двух женщин. Заказ пришлось ждать совсем недолго. Сначала официант с важным и строгим лицом поставил на стол бутылку вина, откупорил ее и налил мне в бокал. Я немного отпила, хотела попробовать на вкус. Ну вино, как вино, ничего особенного. Поставила бокал. Строгий официант тут же долил мне в бокал. Принесли наш заказ. Дамы опаздывали. Мы с Ксюшей стали не спеша есть. Моя рыба была прекрасно приготовлена. Ксюше ее блюдо тоже понравилось. Она пила сок, а я потихоньку отпивала вино. Как только я ставила бокал, официант (он так и стоял на посту у нашего столика с полотенцем наперевес) торжественно брал бутылку и подливал мне вино в бокал. Внучка забеспокоилась:
- Бабушка, он же тебя спаивает!
- Ну я себя контролирую.
- А зачем он тут все время стоит?
- Я не знаю, может, так положено у них.
- Странный обычай.
- Ты можешь попросить его больше мне не наливать, - подковырнула я внучку, -
- по- португальски или по-английски.
Она задумалась. Дамы все не шли, а мы уже почти доели. Внучка допила свой сок, а я, оказывается, пол-бутылки вина.
- Бабушка, если эти женщины так и не придут, ты будешь допивать вино? - с тревогой спросила она.
- Нет, что ты! Бог с этими дамами и с вином, может, что-то их задержало. Если ты наелась, пойдём погуляем, сходим к океану и домой.
- Вот и хорошо! - обрадовался ребёнок.
Я попросила счёт. Строгий официант покинул, наконец-то, свой пост возле нашего столика и принёс счёт. Я расплатилась, поблагодарила, оставила чаевые.
Вернувшись в отель, стала искать, что же значит энтрада на португальском. Оказалось, это вход. А сказала я ему: на входе.
Вот он, бедный, и стоял на входе. Надо было сразу посмотреть в словаре, а не верить всяким отзывам. Бедный официант! Что он подумал? Наверное, обиделся. Но тем не менее, нас вкусно накормили, напоили и добросовестно обслужили. Спасибо, добрые люди!
Наш самолёт отправлялся очень рано, в 7 утра, поэтому мы вызвали такси на 4 часа утра. Я очень волновалась, такси тут не так уж много. Но ровно в 4 подъехала не очень новая, но достаточно ухоженная машинка. Из неё вышел немолодой шофёр в белой рубашке и отглаженном чёрном костюме. Как же это было приятно! Быстро и аккуратно он доставил нас в аэропорт. Жаль, что не удалось поговорить с хорошим человеком. Без языка, как без рук!
В аэропорту тоже найти свою стойку регистрации было непросто. Видимо, время было раннее. Непросто было найти какого-нибудь работника, чтобы спросить. На табло тоже не было информации. Наконец, мы нашли одну большую очередь на проверку багажа, она была на все рейсы сразу, людей много, но суеты не было.
Мы прошли регистрацию и хотели ещё посетить Дьюти фри, но он открывался только в 7. И все мои надежды привезти домой и угостить зятя и сына настоящим портвейном рухнули, увы!
В ожидании посадки мы с внучкой разглядывали попутчиков. Сначала на посадку проходили пассажиры бизнес-класса. Внучка поинтересовалась, кто эти люди и почему они без очереди. (Очередь это наше святое!)
Объяснила, что это очень занятые люди, некогда им время тратить на всякие очереди, они за это платят. Показала на одного импозантного мужчину в строгом чёрном костюме с дипломатом, никаких мешков, рюкзаков, чемоданов. Потом подошла высокая девушка-модель с длинным платьем на вешалке. Ксюша кивала. И вдруг в этой очереди без очереди появился мужчина в какой-то застиранной футболке, видавших виды шортах, в смешной панамке и шлепанцах. В руках был какой-то полиэтиленовый мешок.
- А этот тоже бизнесмен? - спросила внучка.
- Ну они тоже люди, и должны отдыхать. Видимо, прямо с пляжа на какое-нибудь срочное важное заседание.
- Прямо в шлёпанцах?
- Нет, купит одежду и обувь в ближайшем магазине.
Но вот посадили и нас. Все уже сидят на своих местах в самолете, а он все не взлетает. Странно.
Мы кого-то ждём. А вот и они: арабский шейх и его три юных жены с тремя детьми мал мала меньше. И тут началась рекогносцировка. Шейху надо было сесть непременно в окружении своего гарема. Нельзя, наверное, чтобы чужой мужчина сидел рядом с его женой. А билеты он покупал в последний момент. Этот шейх очень вежливо попросил стюардессу, а она соответственно пассажиров. Никто не возмущался, все отнеслись с пониманием. Мужчины спокойно снимали с полок свой багаж и пересаживались на другие места. Наконец, все расселись. Шейх поклонился и вежливо поблагодарил стюардессу и всех пассажиров. Самая младшая жена была чуть старше моей внучки. Ксюша никак не могла в это поверить. Самолёт взлетел, и мы отправились домой в Петербург с пересадкой во Франкфурте-на-Майне. Но об этом городе напишу отдельно.