15.07.1935 Новосибирск, Ноосибирская, Россия
Ехали до Омска целую неделю. Многое переговорили, передумали. Я Петра спросил: сколько денег дали ему родители, и сказал – сколько мне дали. Затем высказал мысль, что деньги зря расходовать нельзя, надо экономить. Кто его знает, что ещё может случиться. Да мы и не расходовали их до Омска. В Омске купили билеты на поезд до Новосибирска.
В Новосибирске пошли к коменданту станции и показали свои документы. Он велел нам идти на пристань, там купить билеты на пароход, который проходит мимо сельскохозяйственного техникума, когда идёт вверх по Оби от Новосибирска. Мы так и сделали. Ехали на пароходе всего пару часов. И вот мы на берегу. Нам местные жители показали куда идти. Мы поднялись вверх от пристани и увидели нужное не совсем большое здание. В этот период времени в техникуме были каникулы, и все студенты разъехались, остался только обслуживающий персонал. Мы нашли канцелярию техникума, вошли, поздоровались, предъявили документы. Пётр стоял около наших чемоданов - баулов. В помещении было двое мужчин. Один в очках, взяв наше направление, прочитал и сказал другому, сидящему за другим столом: - Это кулачьё - переселенцы, вот ещё на нашу голову. Он передал наше направление другому, а сам вышел из комнаты. Второй также прочитал документ, встал, отдал документ мне обратно и сказал: - Идёмте, я дам вам место, где вы переночуете, а завтра приедет директор, тогда всё оформим. Он привёл нас в старый дом, где в одной из комнат стояли четыре, не застеленные койки. Вот тут будете спать, после оформления документов всё вам выдадим. До завтра вы свободны. И ушёл. Мы сели на голые доски коек, помолчали. Потом вышли на двор, обошли кругом все строения.
Увидели, что инвентарь для обработки почвы разбросан по двору, людей не видно, всё как-то пустынно. Недалеко начинались поля. Леса поблизости не было, да и людей тоже. - Что это, люди повымерли, что ли? – сказал Пётр. Я молчал. Не радостно было у меня на душе. -Пойдём, Петя, на пристань, там веселей. На проходящие пароходы посмотрим. Пошли, посидели, посмотрели и возвратились в своё помещение. Нас никто не искал, очевидно, никому мы не нужны. Мы думали, почему же без директора нас не могут устроить: дать постельные принадлежности и покормить. Мы поели из своего запаса и легли спать, не раздеваясь, прямо на доски кровати. Уснули быстро. Утром нас никто не искал, никто не заходил к нам. Петя сказал: - Тут плохо, хуже, чем у нас. Мне не хочется тут оставаться. - Петя, это делать нельзя,- но в душе я был с ним согласен. Но что же делать, есть хочется, а у нас свои продукты кончились. Мы вышли во двор, спросили одну женщину: -Где тут столовая? Она показала. Мы зашли в столовую, в нос ударил приятный запах чего-то вкусного, потекли слюнки. Повар сердито спросил: - Что вам нужно?! - Кушать хочется,- ответил я. - А кто вы? - Мы приехали учиться в техникуме. - Где ваше направление в столовую? - У нас нет. - Ну, и разговоров нет! - А где это направление получить? - Идите в канцелярию, там вам дадут. Мы пошли в уже знакомое нам помещение, там сидел какой-то другой мужчина. Я спросил его, как нам получить направление в столовую. Мы со вчерашнего дня не ели, и своих продуктов нет. - А директор написал приказ о зачислении вас? - Нет, мы его не видели, а вы не можете нам помочь? - Нет! – буркнул он. -Скажите, когда приедет директор? - Не знаю! Мы пошли в свою квартиру, сели, вытряхнули все крошки, что у нас остались, но только распалили свой голод. Долгое время сидели молча. Говорить не хотелось. Вдруг Пётр сказал: - Поедем Серёжа обратно, нас им наверное, не надо. - Обожди, Петя, так сразу нельзя.- Я подумал,- что же это такое, неужели и директор такой же, как эти люди? – Знаешь, Петя, подождём директора, может всё будет хорошо. Хотели пойти на пристань что-нибудь купить покушать, но там ни буфета, ни ларька не было. Мы пошли к местным жителям, выпросили по куску хлеба, поели и на голодный желудок легли спать на те же койки. На утро голодные пришли в канцелярию, но директора ещё не было, а без него никто не собирался нас кормить. Мы вышли из помещения, постояли и, наконец, я сказал: - Едем , Петя, домой, здесь мы чужие. Он подскочил ко мне, схватил меня руками и начал трясти, а на глазах слёзы. Мы забрали свои баулы и пошли на пристань. Ждать пришлось недолго. Подошёл пароход, мы сели на него и там купили билеты до Новосибирска.
На пароходе в буфете купили пирожков, часть поели, а часть оставили в дорогу. На железнодорожном вокзале купили билеты до Омска и стали ждать поезда. Я думал: - А что нам скажет комендант, посадит в каталажку. Ну и пусть! Вскоре мы уже были в поезде. - Петя, давай спать, во сне есть не захочется. Так мы и сделали.
В Омске я сказал Петру: - Давай посчитаем, сколько у нас осталось денег, хватит ли нам доехать домой. -На, держи у себя, у меня больше нет,- сказал Пётр. Я отложил на билеты нужную сумму, а остальную распределил на семь дней. Купили билеты на пароход, идущий в Салехард, а затем на пристани кое-каких продуктов и сели на пароход. Ехали третьим классом. Хоть и не были сыты, но были в хорошем настроении: мы возвращаемся к своим родителям, товарищам, а это было дороже всего для нас. Хорошо, что мы экономно расходовали деньги. У нас на руках билеты и нас не высадят с парохода, а уж с питанием – не умрём, как-нибудь проживём.
28.10.2021 в 19:56
|