1927-й ГОД
Восстанавливаю (была проба «сократить») «Леф», уже «Новый». Основная позиция: против выдумки, эстетизации и психоложества искусством — за агит, за квалифицированную публицистику и хронику. Основная работа в «Комсомольской правде», и сверхурочно работаю «Хорошо».
«Хорошо» считаю программной вещью, вроде «Облака в штанах» для того времени. Ограничение отвлеченных поэтических приемов (гиперболы, виньеточного самоценного образа) и изобретение приемов для обработки хроникального и агитационного материала.
Иронический пафос в описании мелочей, но могущих быть и верным шагом в будущее («сыры не засижены — лампы сияют, цены снижены»), введение, для перебивки планов, фактов различного исторического калибра, законных только в порядке личных ассоциаций («Разговор с Блоком», «Мне рассказывал тихий еврей, Павел Ильич Лавут»).
Буду разрабатывать намеченное.
Еще: написаны — сценарии и детские книги.
Еще продолжал менестрелить. Собрал около 20 000 записок, думаю о книге «Универсальный ответ» (записочникам). Я знаю, о чем думает читающая масса.
1928-й ГОД
Пишу поэму «Плохо». Пьесу и мою литературную биографию. Многие говорили: «Ваша автобиография не очень серьезна» Правильно. Я еще не заакадемичился и не привык нянчиться со своей персоной, да и дело мое меня интересует, только если это весело. Подъем и опадание многих литератур, символисты, реалисты и т. д., наша борьба с ними — все это, шедшее на моих глазах: это часть нашей весьма серьезной истории. Это требует, чтобы об нем написать. И напишу.
Примечания:
1927-й ГОД. …против… психоложества искусством. — Речь идет о выступлении против изображения сугубо личных и мелких, не имеющих собственного значения, переживаний.
«Универсальный ответ». — Замысел книги остался неосуществленным.
1928-й ГОД. Пишу поэму «Плохо». — Поэма не была написана, с этим замыслом связано создание пьес «Клоп» и «Баня».
14 апреля 1930 года прервалась жизнь талантливейшего поэта нашей эпохи, во всех центральных и периферийных газетах появилось сообщение:
«Телеграфное агентство Советскего Союза (ТАСС) и Телеграфное агентство РСФСР (РОСТА) с глубокой скорбью извещают о смерти В. В. Маяковского, отдавшего свой огромный талант на службу Октябрьской Революции…»
Автор примечаний: В. Макаров.