13 января
Вчера в «Зи» [Газета «За индустрию».] появилась заметка строк на 80 о постройке четырех самолетов для северной экспедиции. Днем мне позвонил Яша Моисеев и просил не забыть, что именно он будет тренировать народ.
- Я тебе позвоню когда - приедешь, сам полетаешь.
Сегодня в «Изв.»[«Известия»] напечатан «научно-фантастический рассказ» Слепнева «десант на полюс». Вечером позвонил Водопьянов и сказал, что у него готов полемизирующий рассказ. Я приехал за ним. Прочел. Рассказ - мура. Потолковали о деле. Сильно возмущается: «Слепнев - сбоку припеку».
14 января
Я предложил дать не рассказ, а деловую статью. Сам и написал. Миша остался весьма доволен. Говорили о деле. Скоро тренировка. Старт - 15 марта.
- Одна подломается[Машина, самолет.] почти наверняка, - говорит он.
28 января
Много воды утекло. Пару дней назад был в Томской.[?] Народ там живет грядущими рекордами. Речь только о них. Дня за два до этого встретив Кокки я ему рассказал, что за ним записан рекорд высоты на «РВ».[Имеется в виду, что Коккинаки планировал (обещал) поставить рекорд высоты на нровом самолете РВ-23-6 февраля 1937 в Севастополе были завершены испытания самолета «Рекорд высоты» (РВ-23), которые шли там с 19 декабря 1936. Машина была в 1935 предложена вед. и НИИ ВВС И.В. асовниковым и поддержана ком. эскадрильи боевого применения НИИ ВВС А.И.Филиным. РВ-23 был построена в одном экз. на 23 заводе КЛ в Ленинграде. Легкий гидроплан или обычный биплан с двумя сменными комплектами крыльев и РЦ РЦФ54 мощностью 700 нр и металлическим винтом диаметром 2.9 м или М-25Е с импеллером. В ходе испытаний на колесах осенью 1936 в Подмосковье на Щелковском аэродроме ли Ф.Жеребченко и К. ыков достигли высоты 13456 м. В Севастополь перебрались из Москвы так как водоемы замерзли. Испытания продолжили на поплавках. В первых же полетах выяснилось, что руление и посадка возможны тольков в спокойную погоду. Даже при небольшом волнении вода заливала нижнее крыло и это приводило к обледенению. Поэтому выше 100 м подняться не смогли (1965,6).] Он усмехнулся.
- Никому я ничего не обещал. А планировать можно что угодно. Чем на «РВ», так я лучше пойду на своей старушке. А вообще, Лазарь, я пока ни на чем еще не остановился. Делать так делать. Вот к весне может что наклюнется.
А за несколько дней до этого он попросил меня узнать у Дейга,[ - см. Дейн (прим.
19)] уехавшего в Париж на пленум ФАИ - правила скоростного полета на 1000 км и высотного прыжка.
Был недавно у Байдукова. На столе снимок: Сталин с дочерью Светланой и сыном Яшей. Такой домашний простенький снимок.
- Мы на него насели: отдайте на память. Он не хочет: дети в Москве, мне без них ведь скучно. Мы наперли - давайте! Пришлось дать.
В Щелкове встретили Водопьянова, Бабушкина - в летных комбинезонах. Тренируются.
- Как?
- Хорошо, - отвечает Водопьянов.
А потом спросили Адама. Тот усмехнулся.
- Сначала говорили - на третьем полете вылетим. А сегодня девятый, а инструктор все еще не пускает. Сложная машина.
Папанин - с неиссякаемой энергией. По утрам с 7 ч. занимается астрономией, с
11 час. до 1 часу - работает и изучает моторы. Потом нормальная деятельность. И лишь помечтал вчера:
- Хорошо бы шашлычку и кахетинского.
29 января
Был у Улитовского[?] в «Науканале». Он рассказывал о работах своего института, раскрывал духозахватывающие перспективы.
- Или сделаем, или наши установки взорвут нам черепа. В лучшем случае будем сумасшедшими.