В начале 1945г. я помню, как поступила помощь от американцев - конфеты подушечки, я чуть не объелась.
Не успела я толком поправиться от малярии, тяжело заболела мама. У неё был менингит. Её положили в больницу, а меня двоюродный брат Христофор увёз в Липьянку. При этом сказал, что титка Ярына в тяжёлом состоянии, может не выживет.
Это не на шутку всех испугало - а кому останется это дитя? Тётя Мотя была добрая, но очень покорная жена. Она украдкой кормила меня, но когда увидел её муж Николай, что я пью молоко, вырвал у меня кружку. Он вообще был крайне жестокий человек. Через дом жила другая мамина сестра Устя с Ниной и зятем. Им тоже я была ни к чему, и они не пригласили даже поесть. Между домом тёти Усти и Моти тоже появился родственник. С фронта вернулся брат Нины Иван, женился на соседке Светлане. Пара была просто загляденье. Он высокий, статный, черноокий, чернобровый, чуб - что смоль и очаровательная улыбка, а Светлана вся беленькая - русая коса до пояса. Словом пара, только в кино сниматься.
- Что, сестричка, мимо проходишь. Заходи, гостьей будешь.
Меня угостили. Иван немного развеял мою тоску. Выходя из хаты, я заметила матрас сушился. Причину я поняла сразу. После узнала, что Иван вернулся после войны контуженный и жил он недолго, через 5 лет умер.
В хате тёти Моти я встретилась с насквозь пронизывающим взглядом Мыколы и решила, только рассветёт, пойду сама в Златополь. Спать легла на своём любимом месте на чердаке. Запели петухи. Я немного понежилась, тихонечко слезла по лестнице. Прохладный свежий воздух взбодрил меня, и вприпрыжку я поскакала прямо по дороге. От хутора через всё село было километра 3, а то и целых 4, потом поворот и снова прямо. Главное - правильно повернуть, а там уже не заблудишься. Ещё были сумерки, но птичий хор - представляете на рассвете в конце мая - разбудил во мне чувство радости, бодрости. И я так вприпрыжку проскакала мимо дедушкиного дома. Внезапно остановилась. Восток словно горел розовым пламенем. По небу плыли лёгкие облака, окрашенные лучами солнца в оранжевый и розовый цвет, выглянуло солнышко. Картина просто сказочная. Постояв немного, к дедушке Матвею я не решилась зайти, а дальше пошла более степенно. Вот и поворот, теперь прямо 10 км. до Златополя. Сколько глаз может охватить зелёное изумрудное поле, усеянное мелкими капельками росы. Я вспомнила моего любимого дедушку Дмитрий Ивановича, он мне говорил: «Это лучики солнца зажигают маленькие капли воды в бриллианты. Их нельзя трогать, ими можно только любоваться».
«Дедушка, дедушка! Где ты? Посмотри, как много бриллиантиков! Как замечательно высоко в небе поют птички!»
Солнце высоко поднялось, бриллиантики погасли. Жаворонки успокоились. Я прошла только первый овраг. Идти стало скучно, да и устала порядком. По правую сторону - электрические столбы. Десять пройду, немного присяду, ещё десять - так и продвигалась. Точно знаю, когда пройду второй овраг - будет половина. Когда прошла половину, достижение цели показалось более ощутимым. Подхожу к Листопадово. Теперь уже не так далеко. После этого первого самостоятельного похода в 6,5 лет мне было не страшно идти куда угодно ночь, полночь, через поле, через лес я шла совершенно без страха. Прошла Листопадево, мост -начинаю думать:
- Куда же мне всё-таки идти? Вначале пойду в больницу к маме. Это на противоположной стороне посёлка.
Пришла в больницу. Села возле корпуса и жду не знаю чего. В палату не пропускают - инфекционное отделение. Проходила врач Осмиловская Галина Сергеевна, подошла ко мне, спрашивает, что я здесь ожидаю.
- Я пришла к маме, хочу её видеть. Куда дальше идти не знаю.
Галина Сергеевна зашла в корпус узнать, как мамино самочувствие.
- Мама выйти не может. Пойдём ко мне. У меня своих две дочери, тебе не будет скучно.
Я согласилась.
Я у них была 1,5 месяца, пока мама не поправилась. Очень хорошо мне было там. Меня ни в чём не обделяли. Я часто ходила к маме, но она долгое время была без сознания. У неё был менингит в тяжёлой форме. Тогда только появились антибиотики – пеницилин, стрептомицин. Когда достали, и ей стали вводить, дело пошло на поправку. Самое интересное,