01.11.1985 – 31.12.1985 Мурманск, Мурманская, Россия
На фото: Леночка грустная в садике (справа с куклой)
В ноябре мама уехала в Лугу. Там она сразу же занялась ремонтом. Это дело для нее было хоть и трудное, но привычное. Бабушка на это время уехала погостить в Ленинград, к внучке Наташе Батуловой. Там рос Вовочка, правнук, он пошел в школу. Мама писала, что отправила мне и Пете посылки. Ждет бабушку, убирается после ремонта, что на Ладожском переулке повесили на столбах новые фонари, теперь дома вечером светло даже в комнатах. Писала, что с ремонтом очень устала и похудела, весит теперь пятьдесят четыре килограмма, но довольна, что дома чисто и уютно. На улице шел дождь и снег растаял, а писала она 23 декабря. Мы с Леночкой часто получали от них посылки с продуктами, гречкой, вареньем и прочими продуктами. За посылками мы ходили с санками. На почте рядом были и междугородние телефоны - автоматы, мы звонили бабушкам. Потом я ставила посылку на санки, сверху садилась Лена , и я везла санки домой. Леночка была маленькая, в синем зимнем пальто. Мы с ней гуляли во дворе, там была накатанная горка, с которой она на санках спускалась. Дома она играла с Денисом. Как-то у нас был во дворе субботник, мужчины убирали снег. Лена смотрела из окна и спрашивала меня:
- А где мой папа?
В садик она уже ходила не в ясельную группу, а в младшую садиковую. Оставалась спокойнее, но не сказать, чтобы охотно. Как- то утром я привела ее, раздела . Она вошла в группу , но не успела я еще уйти, как Лена выскочила за мной на лестницу, задохнувшись от плача. Я испугалась:
- Что с тобой?
За ней выбежал мальчик :
- Она платочек забыла, - сказал он.
Я дала дочке носовой платок, успокоила. У Лены такая реакция, когда она , испугавшись или расстроившись, открывала широко рот, но не могла продохнуть, заплакать, бывала часто. Мы ее к невропатологу водили, но со временем это прошло. Вечером, когда я пришла за ней, в раздевалке сидел папа другой девочки, ждал, когда дочка оденется. Леночка перед ним крутилась, прыгала, но папа не обращал на нее внимание. Я стала ее одевать, спросила :
- Где твой носок ?
Она ловко так перегнулась в деревянный ящик и стала перебирать лежавшие там носки, рукавички и другие детские вещички, понюхала какой-то носок, сказала ,
- Виталиком пахнет, - и бросила его обратно в ящик.
Почему-то мне этот день запомнился. Я работала далеко от дома и от садика, заканчивала работу в шесть часов пятнадцать минут, а детей нужно было забрать крайний срок до семи вечера.
Для того, чтобы успеть, я пулей вылетала из статуправления, бежала на остановку около Детского Мира, там в это время проходил автобус -экспресс на аэропорт, он шел без остановок, я в него влезала любыми способами, народу было битком, и тогда только успевала забрать Лену во время с улицы, дети уже гуляли, поджидая родителей. Если я на этот автобус опаздывала, то на троллейбусе тащилась долго и получала в садике выговор, но это было редким исключением. Днем я , как правило, покупала в буфете пирожок для доченьки и на обратном пути домой Лена его съедала. Однажды я пирожок ей не привезла , и она на весь троллейбус , пока ехали домой, плакала и кричала :
- Я есть хочу.
Но дома накормить ее было трудно. Я запомнила, как однажды вечером приготовила цыпленка-табака из синих цыплят, продававшихся в магазине, и она в первый раз с большим удовольствием их ела, мясо она любила. Новый 1986 год мы справляли вместе с семьей Пети, в доме его тещи на улице Калинина. Автобусы и троллейбусы ходили всю ночь. Мы поехали домой с Леночкой в четыре часа утра. После нового года начались опять сильные морозы, а с ними пришли ОРЗ. На этот раз мы уже не стали испытывать судьбу, а позвали бабушку Эмму, и она приехала к нам в феврале. У меня кроме того после летней дизентерии так и не восстановился кишечник, я не могла ничего есть, а к врачу обратиться времени не было. Бабушка опять осталась одна, отпустила маму ко мне в надежде, что она вернется вместе с Леночкой. Эта зима везде была очень холодная. В Мурманске, когда морозы немного ослабели в феврале, и днем стало минус 22 градуса , произошел очень страшный случай. Потерялись в сопках мужчина и трое детей. Они ушли кататься на лыжах и к вечеру домой не вернулись. Искали их с вертолета, передавали по радио, не встречал ли их кто. На третий день нашли одного мальчика около шоссе замерзшего, и позднее отца с двумя сыновьями где-то среди сопок, так же не живых, замерзших. Даже сейчас пишу об этом с содроганием. Тогда говорили, что они заблудились, видимость была неважная начинало заметать, а у мужчины был диабет, он пропустил прием инсулина и ему стало плохо, дети были еще малы , старшему, которого у дороги нашли было 11 лет ( это был ребенок соседей), а младшему сыну семь лет . Вот такая случилась трагедия. В Луге тоже зима была морозная , об этом в письмах писала нам бабушка Маня.
02.04.2020 в 18:21
|