Autoren

1427
 

Aufzeichnungen

194041
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Dmitry_Tartakovsky » Июнь 1941 г. Война

Июнь 1941 г. Война

22.06.1941
Красный Бор, Ленинградская, Россия

   Часть 2. Июнь 1941 г. Война!

 

       Воскресенье 22 июня 1941 г. Утро. Мы (мама, папа и я) идем на станцию, чтобы поехать в гости к родственникам. Издалека видно, что на платформе много военных с перекинутыми через плечо противогазными сумками. Стоят группами. Кто-то, шедший навстречу, сказал, что ночью немцы напали на СССР. Вернулись домой. А в 12 часов дня я в толпе людей собравшихся у шалмана, где на столбе висели репродукторы-рупоры, слушал выступление министра иностранных дел В.М.Молотова.

       Первое время явных признаков войны в поселке не ощущалось. Вечером слушали радиоприемник в комнате у Бунзенов. Помню передачи немецкого радио, – громкие, как бы истеричные речи, с бравурной музыкой. Хозяйки-немки слушали молча, нам ничего не переводили. Что-то переводил папа. Вскоре все радиоприемники было приказано сдать, взамен выдавали квитанции, обещая возвратить приемники после войны. Наш детекторный приемник, принимавший всего одну радиостанцию, тоже конфисковали. Квитанция на него долго сохранялась мамой, потом затерялась. Много было разговоров о немецких шпионах и диверсантах. Детям говорили, что они не только выведывают советские военные тайны и подают сигналы вражеским самолетам, но могут и отравить наших людей. Поэтому нужно быть очень бдительными, не разговаривать с чужими людьми и не принимать от них угощений.

 

       Потом в небе стали появляться одиночные немецкие самолеты. Нас учили, как по звуку моторов отличить немецкий самолет от советского. У советских самолетов летящих на высоте, звук мотора ровный, а у немецких с завыванием. Помню, как впервые увидел немецкий самолет. Я на улице. Солнечный день, жарко. Чистое, безоблачное небо. Тишина. Случайно подняв голову, вижу высоко-высоко в небе, кажущийся совсем неподвижным самолетик. А вокруг него вдруг стали возникать белые бутончики разрывов зенитных снарядов. И все это в полной тишине. Разрывов и выстрелов не слышно. Потом разрывы прекратилась, и самолет скрылся из виду. Ну, а затем немцы стали летать над нами все чаще и чаще. И очень редко мы видели советские самолеты.

       Понимали ли мы тогда десяти-одиннадцатилетние дети, серьезность происходящего? Думаю, что нет. Осознание пришло спустя месяцы, а пока было простое детское любопытство. Когда разбомбили железную дорогу и станцию, – бегали смотреть воронки, собирали осколки и какие-то коробки, сброшенные с самолетов. Когда немецкие самолеты бомбили Ижорский завод в Колпино, – смотрели с высотки у станции Красный Бор, как те, выстроившись в круг, по очереди пикировали на цель и то там, то здесь над территорией завода вырастали дымы взрывов.

 

       Еще осенью 1940 г. у отца возникла идея построить собственный дом. Помню, как мы ездили в запань на р. Тосно за бревнами. Сразу на выезде при подъеме в гору машина, нагруженная толстенными бревнами, сильно буксовала. Наконец, выбрались на ровную дорогу. В Поповке наши бревна сложили сбоку проезжей части улицы, недалеко от дома, и для сохранности окантовали толстой проволокой. Наверное, из этих бревен получился бы хороший дом. Но судьба их оказалась печальной. Дома не вышло. В июле 1941 года люди начали строить во дворах бомбоубежища и бревна как-то быстро и незаметно растащили. Соорудили бомбоубежище и в нашем дворе. Вырыли большую яму, накрыли ее оставшимися бревнами и сверху засыпали толстым слоем земли. Забираться в это убежище нужно было, чуть ли не ползком, через небольшой лаз. К счастью воспользоваться этим сооружением не пришлось.

31.03.2020 в 17:53


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame