10.09.1941 Харьков, Харьковская, Украина
В начале сентября немцы взяли Полтаву, и им открылась прямая дорога на Харьков. Стала реальной угроза оккупации Харькова. Началась массовая эвакуация населения в тыл страны. Особо остро этот вопрос стоял для евреев, поскольку слухи о зверствах немцев по отношению к ним уже распространились. Хотя реального масштаба этой угрозы никто себе тогда ещё не представлял.
После ареста отец работал в какой-то организации, которая не имела никаких возможностей эвакуировать своих сотрудников в тыл. Это было под силу только предприятиям, имеющим стратегическое значение, которые, так или иначе, работали на оборону страны. Остальные – спасайся, кто, как сможет! Кроме того, отец был в каком-то истребительном батальоне и должен был оставаться в Харькове до последнего. Точно о его обязанностях и занятиях в то время я не знаю.
Надежда на эвакуацию семьи была связана только с институтом им. Мечникова, где работал дед. В это время институт был полностью перепрофилирован на оборону. Для этой цели там содержалось 800 лошадей – доноров. У них за один раз брали по 8 литров крови, из которой делали крайне необходимую для фронта сыворотку против сыпного тифа и столбняка. Этих лошадей нужно было спасать, чтобы затем спасать раненых бойцов. Поэтому было решено институт эвакуировать в тыл. Очевидно, железнодорожных вагонов для погрузки лошадей не было. Их не хватало и для оборудования, и для людей оборонных заводов, которых в Харькове было множество. Кроме того, прокормить лошадей при перевозке железной дорогой - большая проблема. Вот и решили эвакуировать институт на собственной тяге – на лошадях-донорах. Директором института была Мария Савельевна – известный учёный в своей области, уже немолодая женщина. Мне хорошо запомнилось её моложавое лицо, красивые, пышные, седые, вернее, платиновые, прямо-таки, иссиня - белые волосы. Спустя много лет в газетах и в кинохронике появились портреты Голды Меир – премьер-министра Израиля. Мария Савельевна была на неё похожа: такая же мощная фигура, осанка, но Мария Савельевна была ещё и необычайно красивой женщиной, прямо-таки, царственной внешности! Заместителем у неё был Синаюк. (Надо же – запомнилось имя и отчество директрисы и только фамилия её зама! В 60-х годах в Харькове я встретился с Синаюком. Он был основателем и директором уникальной биологической станции по очистке сточных вод в Харькове. Я тогда работал начальником уголовного розыска одного из районов города Харькова. Ко мне Синаюк пришел по причине какой-то кражи на биостанции. Сразу меня не узнал, но услышав фамилию, заинтересовался – не тот ли я Гугель который… В общем, была радостная встреча, воспоминания… К сожалению, времени поговорить с ним побольше у меня не было. Жаль… Но кое-что от него я узнал…) Синаюк - маленького росточка, щуплый, находился, как бы, при директрисе, но решал сложные каждодневные вопросы жизни института, а особенно, связанные с его эвакуацией.
25.09.2019 в 18:15
|