29.08.1906 ***, Приморский край, Россия
29 августа. Встали сравнительно рано, сдаем ящики для отправки в Ольгу под расписку, и в 9 час. утра двинулись в дорогу. Погода благоприятствовала. Я пошел вперед со съемкой, с собой взял двух нижних чинов для коллектирования, и дело наладилось. Скоро мы оставили р. Тадушу и пошли по р. Цимухэ. Здесь мы поймали несколько экземпляров бабочек с красными крыльями и двух лягушек. Часа в 2 дня мы были на перевале, который разделял воду р. Тетюхэ и р. Тадушу. Место было чрезвычайно удобное для охоты, а кроме того, на самом перевале около тропы еще вдобавок нашли пчел, и так как время было уже позднее, 2 часа дня, то мы и решили встать биваком, пройдя за перевалом еще версты 2--3, лишь только найдем воду. Так и сделали. Бивак был у соединения двух ручьев. Мед [не] нашли, и жаль только, что зря разорили пчел. Около вечера мы разошлись на охоту. Я пошел вниз по течению р. Вандолаза. На пути мне всюду попадались следы кабанов, разрытые ими места, притоптанные дороги и места лежек.
Здесь я воочию видел постепенное образование из скал макрокристаллических руинных пород. Обваливаясь, глыба раскололась на отдельные, мелкие сравнительно камни в куб. фут объемом. Я взял растрескавшуюся одну такую глыбу, видимо очень старую, и слегка бросил ее на землю, она при падении рассыпалась на кусочки с яйцо величиною. Тут были обломки и большие, и малые, и превратившиеся уже в песок. Свежеобвалившаяся глыба на такие мелкие части не распадалась, а груда мелкого щебня у подножия скалы свидетельствовала о таком именно разрушении.
За перевалом началась долина реки Вандагоу. Мошки исчезли, крупные -- совершенно, и их не видно здесь, только в теплые вечера и на рассвете, когда начинает немного согреваться воздух, откуда-то появляются мелкие мошки, но быстро исчезают. Зато комары стали назойливые и кусаются с ожесточением. Они стали какие-то крупные <...> Эти насекомые -- только днем. Едва вечерняя прохлада падает на землю вместе с росой, они моментально исчезают. Если крупная мошка укусит, сразу образуется ранка, из которой сочится кровь, а потом образуется маленький водянистый пузырек, переходящий в гнойничок. Хорошо, что исчезли еще клещи. Их особенно много весной бывает. Высота перевала 190 метров.
Вечером с бивака я пошел на охоту. Видел только одну ушедшую козу, да и ту далеко. Уже совсем смеркалось, когда я, спотыкаясь о камни, дошел до бивака. Издали виден был его уютный огонек. И была пора, ибо вместе с темнотой ночи стала падать обильная роса. На биваке я встретил китайца {Постоянного китайского населения на территории Приморской области было очень немного. В основном это были отходники, приходившие сюда в поисках заработка -- на промыслы пушного и мясного зверя, сборы корня женьшеня, промысел морской капусты и съедобных моллюсков. Поэтому китайцы в Приморье приходили без семей и без женщин. Стоило им заработать необходимую сумму на приобретение земли в Китае, как они возвращались обратно на родину. Им был свойствен хищнический характер эксплуатации природных богатств края, что тяжело отражалось на местном аборигенном населении -- удэгейцах, орочах, нанайцах. Наибольший приток китайцев был вызван железнодорожным строительством и развитием в крае горнодобывающей промышленности, где требовались малоквалифицированные рабочие. До прихода русских в Приморье в середине XIX века китайцы исчислялись здесь единицами и представляли беглых ссыльных с территории Маньчжурии. Китайцы жили небольшими группами по 3--5 человек и были рассеяны по таежной части Приморья.}, которого привели мои ребята и у которого отобрали трехлинейную винтовку. Я сильно натер и побил о камни себе левую ногу и потому сделал перевязку. Я поел, выпил чаю и пошел спать. Китайца мы накормили, напоили, я дал ему берданку и патронов, и он, обрадованный, начал на коленях кланяться нам в ноги и благодарить за сделанное добро.
27.04.2019 в 22:09
|