Вторую часть своего отпуска я брала в конце августа, чтобы провести первые две недели ранней осени, которая особенно хороша в Скандинавии, у наших друзей в шхерах. Мне хочется более подробно остановиться на этой семье Ренквист, так как от А. В. Ренквист, окончившей с шифром Смольный Институт, я узнала как предано было финляндское население Императорскому Дому, пока близорукая политика первых десятилетий 20-го столетия не ожесточила финляндских патриотов против всего русского, что в известной степени отразилось и на отношениях к русским эмигрантам.
А. В. Ренквист рассказывала мне, что когда в Гельсингфорс дошел слух об убийстве Императора Александра II, все родители послали своих детей в школу в темных платьях. Альма Вильгельмовна, тогда десятилетняя девочка, помнила, как во всех окнах были зажжены свечи и как горько плакала ее мать, недавно овдовевшая и хлопотавшая о принятии своей единственной дочери в Смольный Институт на одну из стипендий, предназначавшихся финляндкам.
По инициативе самих финляндцев, без всякого побуждения со стороны русских властей, был произведен сбор на памятник убитому Государю. Была собрана большая сумма, на которую воздвигли прекрасный памятник на самой парадной площади города, так называемой Сенатской площади. С одной стороны этой площади высится красивый собор, постройки архитектора Энгельса; к нему с двух сторон примыкают здания университета и министерств в стиле ампир.
Памятник Александру II остался стоять на своем месте и после того, как Финляндия стала самостоятельной.
От пребывания в Смольном Институте у А. В. Ренквист остались самые светлые воспоминания. Она могла часами рассказывать о том, какая теплая атмосфера царила в Смольном, так что воспитанницы чувствовали себя членами большой семьи; о внимательном и заботливом отношении классных дам и преподавателей, которые старались установить способности учениц, чтобы дать им возможность усовершенствоваться в интересующей их области. Так сама А. В. Ренквист брала уроки музыки у прекрасного преподавателя и стала хорошей пианисткой.
Особенно яркими и праздничными были воспоминания о посещениях Смольного Института Императорской четой – Императором Александром III и Императрицей Марией Федоровной. Исключительным событием в жизни смолянки А. Розенберг (девичья фамилия А. В. Ренквист) было получение шифра из рук Государыни Марии Федоровны.
Для получения шифра девушек возили в Петергоф. После его раздачи следовало катанье по иллюминированному Петергофскому парку с его дивными фонтанами, а затем угощение и танцы, в которых участвовали молодые члены Императорского Дома. Таким образом, А. В. Ренквист довелось танцевать вальс с Наследником, будущим Императором Николаем II.
Годы, проведенные в Смольном, остались лучшими воспоминаниями А. В. Ренквист и она постоянно к ним возвращалась до глубокой старости.