21-го апреля 1922 года я приехала в Або. Если бы я попала в этот городок, насчитывавший в то время около восьмидесяти тысяч жителей, из Петербурга, он бы мне, наверное, показался глубокой провинцией. Но после такой дыры как Бьернеборг, он произвел на меня впечатление культурного центра со своими двумя университетами – финским и шведским, называвшимся Абосской Академией – величественным готическим собором, шведским театром и живописным замком, в котором был заточен шведский король Эрик XIV. Настоящего каменного центра в нем тогда не было и торговая площадь перед православной церковью, построенной архитектором Энгельсом в стиле ампир, окружалась вперемежку пятиэтажными каменными и маленькими деревянными домами, в которых, правда, помещались хорошие магазины.
Або расположен вдоль реки Аура и богат живописными парками. В особенности хорош спортивный парк со своими прудиками, прекрасными теннисными площадками и стадионом. Город очень растянут: главная улица, ведущая в порт, тянется на три с половиной километра. Типичны для него были двухэтажные дома, у которых нижний этаж из камня, а верхний деревянный. В таком доме помещалось и Швейцарское консульство, в самом центре города.
Мой начальник, почетный консул Балтис, был швейцарским уроженцем. Молодым человеком он приехал в Або и стал заниматься агентурами колониальных товаров. На этом деле он вскоре разбогател и к 1914 году стал одним из первых богачей города.
Поэтому, когда разразилась первая мировая война и Швейцарии, имевшей миссию в Петербурге, понадобилось открыть консульство в портовом финляндском городе Або, откуда проживавшие в России швейцарцы, призванные для охраны швейцарских границ, уезжали на родину через Швецию, выбор пал на Балтиса.
Когда в 1918 году Финляндия стала самостоятельной, консульство в Або оказалось единственным швейцарским представительством в новом государстве. Швейцарцы, народ расчетливый и не склонный рисковать, не будучи, по-видимому, уверенными в прочности самостоятельности Финляндии, не торопились с присылкой дипломатического представительства в столицу, Гельсингфорс, и абосское консульство несло его функции.