автори

1493
 

записи

205773
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Lubov_Rozenfeld » Каток

Каток

10.01.2012
Киев, Киевская, Украина

 Зима. Привычная для наших краёв бесснежная зима. А перед глазами каток. Большой, пятисотметровый круг на стадионе  «Динамо» в Киеве, залитый светом прожекторов. Чуть ниже небольшие квадратные площадки для фигуристов или для малышей. А тут взрослые люди мчатся один за другим, круг за кругом под музыку и кружение снежинок… Только шуршание коньков и скорость! У меня беговые коньки, мы их называли «ножи», я уже знаю, что они лучше всех, тонкое лезвие редко тупится, лёд звенит, и я могу сделать семь больших кругов без остановки… 
          Никакой усталости, только есть хочется. А тут на выходе с катка стоит бабулька, рядом с ней ведро – «беріть початочок, гарячий», она достаёт кукурузку из прикрытого горячими полотенцами ведра, тут же на дощечке солянка с солью. Двадцать копеек. И такая радость бытия охватывает! Снег идёт. Коньки переброшены через плечо, домой пешком, конечно, вприпрыжку, на ходу грызу початок кукурузы. 
         А начиналось всё с коньков «Сегурочки», которые прикручивались к ботинкам верёвками или проволокой и были страшно тупыми, а ездить приходилось по улицам. Снег  утрамбованный, мы, мальчики-девочки, так наловчились ездить по неровным улицам, что и представить себе не могли, что можно оказаться на ровном льду и ехать без всяких спусков…  На  заснеженной дороге водители сигналили нам, некоторые ругались. Хорошо помню, как с моих снегурок вдруг стал сползать кусок металла, он мешал мне кататься, я еле-еле его оторвала, порезала пальцы, перевязала руку носовым платком, не весьма чистым, но домой не пошла. Пришла бы я домой, бабушка тут же сказала мне: «садись играть». Все будут кататься, а я играть на пианино. За что?
          Наконец-то мне подарили мальчуковые коньки «гаги», они были приклёпаны к ботинкам. На них я тоже в первое время каталась по улицам, как привыкла. Взбирались ребята с санками на самый верх крутой улицы Мало-Подвальной, я с ними на своих коньках. Потом я съезжала вниз, там, у края дороги, где булыжники не очень сильно прикрыты снегом, из-под моих коньков вылетали искры, как будто точили ножи, или горел бенгальский огонь. Остановиться было невозможно, скорость сумасшедшая, я стояла прямо, меня подбрасывало, а искры разлетались в разные стороны. Те, кто поднимался вверх по тротуару, останавливались и смотрели на меня восхищённо, один мальчишка воскликнул: «во баба даёт!» 
          По инерции я выкатывалась на Крещатикский переулок, пролетала ещё несколько метров почти до бывшей Площади Калинина (ныне «Майдан Незалежности» (Независимости) или «Незаможности» (Бедности, Нищеты), как его величают презрительно).
          И вот наступил миг растерянности, когда мы с подругой-одноклассницей оказались на катке. Мы пытались отталкиваться носком конька, ползли возле стеночки, как будто это не мы гоняли по киевским улицам-спускам. Но миг прошёл, я укрепила ботинки бинтами и начала ковылять увереннее, а в следующий раз уже смогла поднять скорость, особенно после того, как мне наточили лезвия. Удивлённый точильщик спросил, когда я в последний раз их точила, я сказала, что сейчас точу их в первый раз, а что я каталась по утрамбованному снегу на улицах, так и не призналась. Я вошла во вкус, подруга быстро уставала, и вскоре перестала ходить на каток, а мне нравилось.
          Денег на входной билет на стадион мне не давали, да я и не просила их, я пролезала между прутьями ограды, так как была худой, как щепка. Я прятала ботинки, в которых приходила, под лавку на трибунах и, забыв обо всём на свете, носилась по льду. Однажды я не нашла свои ботинки, бегала, бегала между рядами, нет, нигде… Украли? Вполне возможно. У меня примета была там, где я закопала в снег под лавку ботинки… Что делать. Пошла по расчищенным улицам центра города на коньках, не идти же босиком! Некоторые прохожие иронизировали: «Как лёд?» Я молчала и скреблась по асфальту... Знала, что дома попадёт, ботинки, правда, не новые, но что-то нужно найти взамен их… А до дома ещё скрипеть и скрипеть. Далеко. Мокрая, расстроенная пришла я домой, вскарабкалась на четвёртый этаж без лифта. Порцию нагоняя, конечно, получила. Потом стала откладывать деньги на билет, экономя на завтраках. Приятно было оказаться в тёплой раздевалке, иногда можно было погреться во время катания, зайти на минутку и посидеть на лавочке.
         Какие зимы тогда были! Снег. Холод. Ветер. Когда немного подросла дочка моей подруги, мы с младшим сыном взяли и её на каток. Девочка была неповоротливой и довольно ленивой, притом, полненькой. Нам быстро надоело смотреть, как она ковыляет и ищет место, где бы присесть. Тогда мы с сыном решили сделать из неё «Лягушку-путешественницу». За одну руку взяла девочку я, за другую сын, мы приказали ей стоять прямо и смотреть вперёд.  Как мы мчались, и как она пищала! Это надо было слышать и видеть! Народ расступался с улыбками. «Во, дают!» А помнит ли эта лягушечка наше катание? Этого я не знаю, она далеко, в Англии…
          Когда-то племянник мой, Котофей привёл меня на озёра в Гидропарке, они промерзали до дна, лёд был ровным, можно было мчаться не по кругу, а далеко вперёд. Мы катались с Котофеем, потом с моим сыном, к сожалению, его ноги росли так стремительно, что я не успевала менять ему ботинки. А потом я привела сына Котофея, Лёшеньку на эти озёра. Ему было лет семь. И хоть мне было хорошо за пятьдесят, Алёша не мог меня догнать…
          Приводила я на каток и внучку свою, Катеньку, но каток учебный, маленький. «Динамо» для публичных катков перестали заливать, зимы стали мокрыми, а тут, на небольшой платной площадке был искусственный лёд. Когда не было занятий со специалистом, можно было купить билет и просто покататься. Какой я была гордой со своей седой головой с внучкой за руку! Вперёд! Потом несколько раз я водила её на занятия, а мама Катеньки, когда увидела её успехи, была удивлена… 
            Катя катается и сейчас. Ещё недавно мы вместе с ней были на небольшом катке  (Печерск), когда я приехала в гости, потом мы лакомились в кафе, предусмотрительно открытом рядом с катком… А в этом году я так и не смогла подобрать нормальные ботинки. Прокат есть прокат! Только пальцы натёрла и измучилась. Не прокат, наверное, виноват, а мои ноги, вернее, ступни. А уж Катенька перед бабушкой показывала класс. Всё равно, хорошо было. И тут организовали столовую со всякими вкусными вещами. У кого-то хороший бизнес. Иногда я мечтаю о своих «ножах», но они пропали без меня. Так и не знаю, кому достались. Мечты, мечты…
          А у нас солнышко светит.  Ёлочка стоит. Говорят, есть каток в Метуле. Далеко. Дорого. И опять же – коньки с ботинками будут прокатными. А будут ли они мягче киевских? Не знаю. С Новым годом! Любите каток, а уж о лыжах – в другой раз!

19.12.2018 в 11:49


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама