В четвертом номере "Очерков России" помещена большая статья Диомида "Карл XII".
Во втором номере находится его статья под названием "Шведская могила под Полтавою". Оканчивая ее, Диомид говорит:
"Эта могила может служить памятником славы величайшего из царей, памятником гения Петра Великого".
Сделавши очерк битвы под Полтавою и предшествующих ей событий, он описывает печальное торжество 28 июня в присутствии Петра Великого.
"Во время панихиды Петр Великий присоединил свой голос к голосу клира; пение его прерывалось слезами; видя это, плакали и окружающие. И кто бы не тронулся этими слезами? плакал не слабый муж над этой могилой, но муж железной воли, гений -- преобразователь России.
По окончании панихиды царь обратился с прощальным словом к убиенным и первый начал засыпать их землею.
Когда насыпали курган, царственными руками водрузил на нем крест с надписью:
"Воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся, лета от воплощения бога слова 1709 июня 27-го дня" и тогда же издал указ "о поминовении убитых вовеки".
Теперь на кургане стоит другой крест и другая, следующая надпись: "А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, была бы жива Россия, вера в благоденствие ваше".
Диомид заключает свою статью сравнением Петра I с современными ему полководцами Карлом XII, Мальборугом, принцем Евгением, которыми гордится Европа, открывая, таким образом, высоту и превосходство в военном отношении преобразователя России над своими современниками. "В этом убеждает, -- добавляет он,-- строгое изучение военных событий".
Перед Петром Великим он преклонялся как перед величайшим и могущественнейшим из гениев.
Одним утром, в первых числах августа, я писала Вадиму:
"Сегодня вечером Доша едет к M--вым, у которых, помнишь, бывши студентом, давал уроки. Он сказал мне о своей любви к Кате M--ой...
Я бы хотела, чтоб Доша был счастлив так, как мы с тобой счастливы.
Любовь -- путь к небу. Мне бы хотелось указать на него всему свету".
"Вообрази, Вадим, -- приписал в этом письме Диомид, -- я сижу подле твоей невесты и пишу тебе, чтобы сказать, что ты будешь счастлив с твоей прекрасной Таней, так счастлив, как только может быть счастлив человек с душой, какая у тебя. Твой Диомид".