13 марта
С раннего утра наша эскадра вышла в море; говорят, что Макаров решил теперь ежедневно выводить эскадру, чтобы предотвратить возможность высадки японцев, которые дач этого как раз могли бы избрать часы отлива, когда эскадра естественно заперта во внутренних бассейнах.
Сегодня, однако, выход эскадры обусловлен был тем, что на горизонте появились 4 каких-то судна.
Броненосцы направились вдоль Лаоташаня, миноносцы с "Новиком" к островам Мяо-дао, а "Аскольд" -- к вышеназванным 4 судам, окапавшимся купцами, идущими в Инкоу.
Вскоре первые две партии исчезли за горизонтом, а немного спустя загремели отдаленные перекаты выстрелов. Вес мы думали, что разгорается морской бой с японской эскадрой, но потом выяснилось следующее: "Новик", подойдя к островам Мяо-дао, заметил небольшое судно, оказавшееся японским; на судне этом уже был командир миноносца, опередившего "Новик". Взять с собою весь экипаж японца (около 30 чел.) миноносец, конечно, не мог и просил сделать это "Новика". Командир последнего снял экипаж, а затем, попрося командира миноносца съехать, стал стрелять в японца с целью его затопить, -- кот эти выстрелы мы все и слышали. Не доведя этого дела до конца, "Новик" и миноносцы повернули к Артуру ввиду полученного известия, что приближается японская эскадра.
К 3 час. дня вся наша эскадра вернулась.
Какая цель была "Новику" топить японца вместо того, чтобы привести его в Артур, мы никто не понимаем, тем более что, по рассказам очевидцев, судно было вполне исправное -- вроде небольшого портового катера, везло оно, повидимому, предметы минного снабжения для японских миноносцев.
Говорят, что при опросе взятых на нем японцев последние рассказали, что они шли к Артуру, так как уверены были, что он уже взят японцами.