Жили мы тогда счастливой жизнью. Великие княжны на глазах превращались из девочек в цветущих, очаровательных девушек. Нельзя сказать, чтобы Они были похожи друг на друга внешне, каждая из Их Высочеств обладала характерной для нее внешностью. Но все Они были наделены милым нравом. Не могу себе даже представить, что нашлись нелюди, которые, говорят, стреляли и наносили удары штыком этим беспомощным созданиям в екатеринбургском доме смерти. Не только их красота, но и их приветливость должны были бы послужить Им защитой. Однако, если правда, что Они погибли, то лучшей эпитафией Им будут эти бессмертные слова: "Милы и прекрасны они были при жизни, и смерть не смогла разлучить их ".
Великая княжна Ольга Николаевна была самой старшей из четырех этих сестер-красавиц. Это было милое существо, и всякий, кто видел Ее впервые, тотчас влюблялся в Нее. В детстве Она была некрасивой, но в пятнадцать лет как-то сразу похорошела. Немного выше среднего роста, свежее лицо, темно-синие глаза, пышные светло-русые волосы, красивые руки и ноги. К жизни Ольга Николаевна относилась серьезно, была наделена умом и покладистым характером. На мой взгляд, это была волевая натура, одно время Ее прочили в невесты румынскому кронпринцу Каролю. Однако Ее Высочество не любила наследного принца, да и тому больше нравилась Великая княжна Мария Николаевна, поэтому помолвка не состоялась. Все Сестры любили друг друга и страстно обожали Своего маленького Брата.
Водной книге, недавно изданной в Англии, Великие княжны изображены этакими Золушками, которых постоянно затирали в Царской Семье, все внимание уделяя Цесаревичу. Это ложь. Действительно, Ее Величество страстно желала сына и появление на свет четырех дочерей одна за другой было для нее в известной степени разочарованием, однако Она любила Своих Девочек, Они были неразлучными Ее спутницами, а Их простое, но довольно строгое воспитание отнюдь не превращало Их в Золушек.
Великая княжна Татиана Николаевна была такой же обаятельной, как и Ее старшая Сестра, но по-своему. Ее часто называли гордячкой, но я не знала никого, кому бы чувство гордыни было менее свойственно, чем Ей. С Ней произошло то же самое, что и с Ее Величеством. Застенчивость и сдержанность Ее приписывали высокомерию, но стоило вам познакомиться с Нею поближе и добиться Ее привязанности, как сдержанность исчезала и вам представала подлинная Татиана Николаевна. Она обладала поэтической натурой, стремилась к идеалу и жаждала большой дружбы. Его Величество горячо любил вторую свою Дочь, а. сестры шутили, заявляя, что если надо обратиться с какой-то просьбой, то "Татиана должна попросить Папа, чтобы Он нам это разрешил". Очень высокая, тонкая, как тростинка, Она была наделена изящным профилем камеи, синими глазами и каштановыми волосами. Она была свежа, хрупка и чиста, как роза.
Все Великие княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в Их жизнь не допускалось. Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Высочества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни, хотя - увы! - им суждено было увидеть самое гадкое, что в ней существует, и столкнуться с самыми низменными чертами человеческой натуры. И подлецы еще смели утверждать, будто Ее Величество под влиянием своей неврастенической, религиозной экзальтации отдавала Своих Дочерей Распутину! Зная Императрицу, зная Государя и Их Высочеств, как знала Их я, я заявляю, что это утверждение просто чудовищно.